Предмет и задачи логопедии
Логопедия – это наука о нарушениях речи, способах их предупреждения и преодоления через специальное коррекционное обучение.
Логопедия – один из разделов специальной педагогики – дефектологии.
Предмет логопедии в качестве научной дисциплины:
- речевые нарушения;
- обучение и воспитание лиц с расстройствами речи, система коррекционного воздействия.
Логопедия бывает дошкольная, школьная и взрослая. К основным задачам логопедии относят:
- изучить онтогенез речевой деятельности при разных речевых расстройствах;
- определить распространенность, симптоматику и степень проявления речевых нарушений;
- выявить динамику развития детей с речевыми нарушениями, воздействие нарушений речи на процесс формирования их личности, развития психики, разные виды деятельности;
- изучить особенности формирования речи и речевых нарушений у детей с отклонениями в развитии;
- выявить этиологию, механизмы, структуру и симптоматику нарушений речи;
- разработать методы педагогической диагностики нарушений речи и систематизировать их;
- совершенствовать методы профилактики речевых расстройств;
- разработать организацию логопедической помощи.
Связь логопедии с другими науками
Логопедия взаимосвязана со многими науками. Чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой разных нарушений речи, всесторонне влиять на личность, нужно знать симптомы нарушений речи, их этиологию, механизмы, соотношения речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
Принято различать внутрисистемные и межсистемные связи логопедии:
- Внутрисистемные связи включают связис педагогикой, разными отраслями специальной педагогики, а также методиками обучения родному языку, математике, логопедической ритмикой, общей и специальной психологией.
- Межсистемные связи включают связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
В логопедии используются знания общей анатомии, физиологии и нейрофизиологии о речевых механизмах, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, которые участвуют в речевой деятельности.
Логопедия тесно взаимосвязана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении, педиатрией.
Многие речевые нарушения тесно связаны с органическими поражениями ЦНС, диагностировать их можно только благодаря совместным усилиям логопеда и врача-невропатолога или психоневролога.
Современные методы логопедии
Арт-терапия – это метод коррекционной работы, который предполагает использование искусства, чтобы достичь положительных изменений интеллектуального, эмоционального и личностного развития детей.
Иными словами, это забота о душе через искусство, забота об эмоциональном самочувствии и психологическом комфорте личности. В работе с детьми преимущественно используют изотерапию, игротерапию, песочную и сказкотерапию.
Изотерапия – самое популярное направление арттерапии, предполагающий использование методов изобразительного искусства. Часто изотерапию дополняют сказкотерапией и игротерапией.
Музыкотерапия – одно из эффективных коррекционных средств нарушений речи у детей дошкольного возраста. Часто дети с речевыми нарушениями могут не контролировать свое дыхание, расходовать его нерационально в процессе высказывания, быстро говорят на вдохе. Имеют слабо развитое ритмическое чувство и слуховое восприятие, интонационную, ритмическую и мелодическую стороны речи.
К инновационным приемам музыкотерапии относят:
- прослушивание классических произведений симфонического оркестра, что позволяет изменять частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга, воздействуя на организм на уровне биорезонанса;
- пропевание гласных звуков и нот на диафрагмальном дыхании – помогает развивать дыхательный аппарат, способствует звукообразованию. Методика базируется на взаимосвязи голоса, акустических вибраций и нервных центров;
- звуковые игры с согласными звуками – помогают в автоматизации звуков, совершенствовании дыхательной функции;
- двигательные ритмические упражнения, танцы, сопровождающиеся пением.
Логоритмика – это система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, которые осуществляются с целью логопедической коррекции.
Логоритмика позволяет развивать оптико-пространственные и слуховые функции, праксис, тактильный гнозис, познавательные и творческие способности, музыкально-ритмическое чувство, корректирует эмоционально-волевую сферу и речевую функциональную систему.
Тестопластика – это упражнения, помогающие развивать тонкие дифференцированные движения, координацию, тактильные ощущения, необходимые при работе с детьми с нарушенным речевым развитием. Систематическая тренировка мелкой моторики пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка, особенно развитие речи.
Продуктивная деятельность выступает в качестве специфического, образного средства познания действительности, в связи с чем большое значение имеет для умственного развития детей. Умственное развитие в свою очередь связано с развитием речи. Также работа с пластичным тестом успокаивает и снимает напряжение, позволяя вести себя естественно и непринужденно.
Иппотерапия – это психотерапевтическое лечение, основанное на взаимодействии с лошадьми.
Принципиальным ее отличием от других видов лечебной физкультуры является то, что при иппотерапии в работу включаются практически все группы мышц тела. При этом этот процесс происходит на уровне рефлекса, так как сидя на лошади и двигаясь совместно с ней, дети на протяжении всего сеанса иппотерапии инстинктивно стараются сохранять равновесие, что и побуждает каждую мышцу к активной работе.