Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования

Проблемы современного дошкольного образования

Определение 1

Дошкольное образование – это уровень функционирования образовательной системы, на котором осуществляется обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста, их социальное становление и утверждение в социальной среде по общеобразовательным программам для дошкольников.

Дошкольное образование реализуется специальными учреждениями дошкольного образования – ДОУ (ясли, детские сады, центры раннего развития). В них ребенок пребывает в течение определенного временного промежутка дня под присмотром педагога, имеющего среднее профессиональное педагогическое образование и опыт работы в ДОУ.

Преимуществом дошкольного образования является его ориентация на социальное становление и развитие подрастающего поколения. Этого невозможно достичь в семье, поскольку она не располагает таким коллективом детей одного возраста и арсеналом воспитательных методов и средств, который имеется у воспитателей ДОУ.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста реализуется по программам дошкольного обучения, которые разрабатываются для разных возрастных групп воспитанников ДОУ, учитывая возрастную динамику развития психических процессов организма, интеллектуальных и физиологических процессов.

В настоящее время система дошкольного образования активно развивается и реформируется, с учетом потребностей социальной среды, информатизацией социального пространства. Это приводит к развитию ряда проблем в эффективном функционировании дошкольного образования. Можно выделить ряд наиболее актуальных из них:

  1. Проблема перехода на новые федеральные стандарты. Система образования, в общем, и дошкольного образования в частности, базируется на ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартах, которые определяют основные направления деятельности каждой образовательной организации, нормативы ее функционирования. Современные ФГОС ДО выдвигают новые требования к образовательному процессу ДОУ и деятельности воспитателей. Порой, педагогам, которые работают в данной сфере много лет, бывает проблематично изменить свою стратегию работы и тактику воспитательной деятельности. Тем более, что они получали свою специальность, возможно, еще до реформирования образовательной системы и, потому не ориентированы на непрерывную адаптацию, постоянные переход на новые условия работы и т.д. Также, выполнение стандартов затруднительно тем, что условия для их реализации не обеспечиваются. К примеру, отсутствует материальное или техническое снабжение ДОУ, имеется нехватка кадров и др.
  2. Проблема нехватки мест и переполненности групп. В настоящее время, востребованность детских садов возрастает более быстрыми темпами, чем растет их количество. Это приводит к тому, что группы дошкольников являются переполненными. Количество детей превышает допустимый уровень, позволяющий воспитателю уделить внимание каждому ребенку. Здесь же, сказывается и нехватка педагогических кадров, развитие риска непрерывного нахождения ребенка в толпе, чреватого психическими и физическими травмами, нарушением гигиенических норм.
  3. Нежелание родителей строить продуктивное взаимодействие с ДОУ. Современные родители, особенно работающие, желают отдать ребенка в ДОУ на полноценное воспитание, обучение и развитие, получить весь спектр развивающих услуг, дополнительное образование, чтобы исключить самостоятельные занятия с детьми, вождение их на иные кружки, секции. Важно, донести до родителей суть функционирования ДОУ и дать понять, что с организацией и воспитателями необходимо сотрудничать, стремясь выстроить единую направленность воспитательной деятельности и развития их ребенка.
  4. Завышенные требования к педагогу ДОУ. Современные образовательные стандарты требуют от педагогов совершения тех действий и операций, которым они не были обучены. При этом, профессионального стандарта деятельности воспитателя пока не разработано, а он необходим для регламентации работы и мотивации педагога к деятельности и развитию.
«Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Условия эффективного развития ДОУ по новым ФГОС ДО

Современная система дошкольного образования основывает свою деятельность на стандартах нового поколения, которые предъявляют новые требования к деятельности ДОУ и ставят перед педагогами новые задачи. В этой связи, необходимо выполнить ряд условий для подготовки к эффективной реализации ФГОС ДО каждой дошкольной образовательной организацией. К этим условиям относятся следующие:

  1. Приведение нормативно-правовой базы деятельности дошкольной организации в соответствие с требованиями ФГОС.
  2. Пересмотреть кадровую политику в ДОУ. Необходимо отыскать наиболее оптимальные пути использования кадрового потенциала ДОУ, профессиональные возможности и амбиции воспитателей, психологов, логопедов и иных сотрудников.
  3. Оценить подготовленность ДОУ к новым требованиям и условиям функционирования образовательной системы и, в случае наличия каких-то несоответствий разработать коррекционную программу подготовки ДОУ.
  4. Создать условия для саморазвития и самосовершенствования своих профессиональных навыков каждым педагогом ДОУ. Необходимо разработать систему повышения квалификации педагогов ДОУ, организовать курсы профессионального роста и развития, проводить семинары и мастер-классы использования инновационных методов педагогической деятельности, применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
  5. Построение эффективной системы взаимодействия между родителями воспитанников и педагогами ДОУ. Данная задача должна решать не только на уровне педагогов ДОУ, но и на уровне руководства дошкольной организацией.
  6. Мотивация педагогов ДОУ к выполнению новых стандартов. Чтобы воспитатели стремились работать более продуктивно, ориентировались на использование индивидуального подхода, формировали эффективное предметно-развивающее пространство, саморазвивались и самосовершенствовали свои навыки необходимо обеспечить качественную оценку их труда и разумное вознаграждение за него. Это предполагает оптимальный уровень оплаты труда педагога ДОУ.
Дата последнего обновления статьи: 10.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot