Интеграция игровой деятельности в образовательный процесс ДОУ
Игровая деятельность – это деятельность ребенка, направленная на удовлетворение своих потребностей и интересов, решение игровой задачи.
Данный вид деятельности принципиально отличается от иных видов и направлений деятельности тем, что ее целевое назначение сводится к получению удовольствия. Игра – это развлечение. Дети играют просто так, чтобы получить удовольствие, поднять настроение, испытать положительные эмоции. При этом, игровая деятельность лежит в основе воспитания и развития дошкольников. Это обусловлено ее огромным воспитательным и развивающим потенциалом.
Современная игровая деятельность внедряется в образовательный процесс таким образом, чтобы направить игровой процесс на решение разнообразных воспитательных и образовательных задач т.е. сделать игру средством воспитания и развития подрастающего поколения.
Поскольку любая игра обладает определенным воспитательным потенциалом, то ее использование в образовательном процессе ДОУ нацелено на развитие определенных свойств личности дошкольников, формирование у них навыков жизнедеятельности, их социальную адаптацию и социальное развитие.
Современная игровая деятельность активно внедряется во все сферы деятельности дошкольников. Она внедряется и в досуговую деятельность детей и в образовательный процесс детского сада. Ее интеграция осуществляется разными способами и методами, а включение в образовательный процесс игры, охватывает его разные аспекты и этапы, направления и виды деятельности.
Рисунок 1. Принципы организации игровой деятельности детей в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Интеграция игровой деятельности в образовательный процесс ДОУ реализуется по трем направлениям:
- Соблюдение определенных условий организации игр разных видов.
- Соблюдение условий мотивации дошкольников к игровой деятельности.
- Соблюдение условий реализации игровой деятельности.
Мотивация к игровой деятельности требует создание предметно-развивающего пространства в ДОУ, привлекательного для детей конкретной возрастной группы. Это пространство побуждает детей к действию в его пределах. Воспитатель может предложить детям конкретную игровую задачу, решение которой должно носить максимально самостоятельный характер. Если предложить детям какое-то свое видение проблемы, шаблон ее решения, то это ослабляет интерес ребенка к выполнению игрового действия. Кроме того, игровые задания должны быть интересны для дошкольников, отвечать их возрастным потребностям. А за успехи в игре детей необходимо хвалить. Это мотивирует их на совершение новых игровых подвигов.
Условия организации и реализации игровой деятельности
Чтобы включение игровой деятельности в образовательный процесс ДОУ было эффективным, требуется соблюдение условий ее организации и практической реализации.
К условиям организации игровой деятельности относятся следующие:
- Игра основывается на добровольных началах. Нельзя принуждать ребенка к участию в игре. Можно только привлекать его, мотивируя к игровой деятельности. Для этого используется ряд приемов. Например, создается проблемная ситуация, решить которую воспитатель оказывается неспособен. Только дети могут помочь в сложившейся ситуации, например, с куклой или сказочным персонажем. Также, можно загадать загадку, для отгадывания которой требуется совершить конкретное игровое действие.
- Понимание всеми участниками игры ее сути и целевого назначения, правил. Детей необходимо познакомить со всеми правилами игры до ее начала, продемонстрировать совершение каких-то игровых действий (например, новых для играющих), детально разъяснить суть игрового действия.
- Верное распределение игровых ролей. Роли игры должны распределяться между детьми, исходя из их возможностей, способностей, потенциала. Нельзя давать детям непосильные для них задачи. Это принесет отрицательный эффект от игры.
- Наличие смыслового содержания игры. Любая игра, будь она дидактическая или сюжетная, должна иметь определенное смысловое содержание, т.е. исключать совершение бессмысленных игровых действий.
- Направленность игры на развитие социального опыта дошкольников. В игровом процессе развиваются навыки установления коммуникативных связей, формируются основы коллективного взаимодействия.
- Наличие содержательного предметно-развивающего пространства в ДОУ. Игрушки должны быть разнообразными. Также, актуально создание игровых уголков, т.е. распределение игрушек по конкретной тематике в помещении ДОУ.
Рисунок 2. Современные подходы к определению игровой среды ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Соблюдение данных условий позволит подготовить детей в игровому процессу и сделать его более результативным.
К условиям реализации игровой деятельности относятся следующие:
- Выбор оптимальной игры. Чтобы игровой процесс был результативным, игра должна отвечать потребностям, интересам и уровню развитию дошкольников. Кроме того, ее целевое назначение на разны этапах образовательной деятельности будет различным. Например, если дошкольники знакомятся с видами животных, то использование домино на стадии введения нового материала непродуктивно. Тогда как, на завершающем этапе обучения, для закрепления усвоенного – целесообразно использование игры домино.
- Творческий подход воспитателя к игровой деятельности. воспитателю необходимо погрузиться в игровой процесс, прочувствовать его эмоционально, использовать интересные приемы и методы, чтобы мотивировать дошкольников к игровой деятельности.
- Выбор оптимального временного промежутка для проведения игры. Как правило, в режиме дня, игровой деятельности отводится вторая половина дня, а также она включается в промежутках между занятиями в первую половину дня.
- Учет особенностей индивидуального развития дошкольников. Необходимо ориентироваться на потенциальные возможности старших дошкольников, а также их темперамент и характер, волевые и эмоциональные свойства личности. Эти характеристики могут решить вопрос о распределение ролей между участниками игры и их перераспределении при реализации игрового действия.