Совместная театральная деятельность – это форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, ориентированная на активизацию воспитательной деятельности обоих сторон и привлечение родителей к участию в воспитательной работе ДОУ.
Данная форма взаимодействия организуется с целью установления тесного сотрудничества между ДОУ и семьями воспитанников. Она усиливает их заинтересованность воспитательной работой дошкольной образовательной организации и стимулирует родителей к повышению их педагогической компетентности в области воспитания своих детей.
Основы организации театрализованного взаимодействия ДОУ с родителями
Организация театрализованной деятельности в ДОУ имеет большое воспитательное значение. данная деятельность оказывает положительное воздействие на становление личности воспитанника и его всестороннее развитие.
Что касается привлечение к данной деятельности родителей, то оно нацелено на выстраивание системы сотрудничества дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников. Кроме того, можно выделить ряд подцелей организации театрализованного взаимодействия:
- Приобщение дошкольников и их родителей к театральному искусству и культуре.
- Формирование основ театрального творчества и навыков реализации театральных постановок.
- Организация просвещения родителей в области воспитания своих детей средствами театрального искусства.
Таким образом, театрализованное взаимодействие организуется посредством развития у детей и родителей мотивации к театральной деятельности, формирования интереса к театральному творчеству, приобщения родителей к театральным постановкам в ДОУ, мероприятиям и праздникам и создания условий для организации театральной деятельности в дошкольном учреждении.
Организация театрального взаимодействия с родителями воспитанников реализуется ДОУ посредством следующих направлений деятельности:
- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Она должна быть оборудована уголками театральной направленности в группах: атрибуты для спектаклей, костюмы, маски, различные вещи для принятия образов разных героев – доктор, почтальон, космонавт и т.д. Театральный уголок наполняется разными видами атрибутов, ориентированных на реализацию театральных постановок разного вида: пальчиковый театр, кукольный, театр, теневой и настольный. Также, организуется уголок фоторепортажей театральных постановок и особенностей постановки различных спектаклей в разные временные периоды в ДОУ.
- Организация в ДОУ специального помещения, ориентированного на проведение театральных постановок. В нем предусмотрено наличие музыкального оборудования, освещения, мини-сцены и зрительного зала (стулья или скамейки для зрителей), гримерной – кабинета для переодевания актеров и их подготовки к выступлению, набора костюмов, декораций и иных театральных атрибутов.
- Привлечение родителей к созданию атрибутов и оборудования для театральной деятельности в ДОУ. Родители создают игрушки, шьют костюмы и т.д.
- Проведение лекционных занятий с родителями на темы организации музыкального творчества с дошкольниками, его роли в общем развитии ребенка, формировании у него различных качеств, раскрытии творческого потенциала.
- Организация совместных театральных постановок в ДОУ с привлечением к участию родителей. Родителям даются роли, которые они репетируют вместе с детьми.
- Посещение учреждений театральной культуры дошкольниками и их родителями.
- Организация совместных творческих проектов детей и родителей. Это могут быть разнообразные мини-постановки на тему времен года в виде кукольного или пальчикового театров.
- Проведение мастер-классов с родителями по организации театральных атрибутов своими руками. Проводится обучение изготовлению театральных кукол и иных предметов.
Практика организации театрального сотрудничества между ДОУ и родителями
Эффективность организации театрализованной деятельности в ДОУ, во многом, зависит от особенностей организации этой деятельности, оборудования предметно-пространственной среды и привлечения родителей к данной деятельности.
Участие родителей в театральной деятельности можно реализовать посредством организации поэтапной работы их привлечения к изучению и постановке сказок. Данная работа реализуется в течение следующих этапов деятельности:
- Знакомство с историей театра и театрального творчества. Этот этап включает в себя проведение нескольких встреч с родителями, на которых они знакомятся с театральным искусством и историей его возникновения, разновидностями театральных постановок, их развитием в разные временные периоды, театральным творчеством разных стран и народов, его особенностями, современными направлениями театрального искусства.
- Знакомство с кукольным театром. Оно включает в себя проведение ряда встреч с родителями для их просвещения в области основ возникновения и существования, текущего состояния кукольного театра, а также проведения мастер-классов по изготовлению кукол из разных материалов.
- Сочетание народного фольклора и театрального творчества. На данном этапе происходит организация театральных постановок на основе народных сказок, применения песен, частушек и иных жанров фольклора в театральных постановках.
- Проведение семейных праздников. На данном этапе организуются встречи с детьми и родителями, на которых они знакомятся с народными традициями празднования различных мероприятий. Организуются совместные празднования Нового года, Рождества, Пасхи и т.д.
- Организация семейного театра. На данном этапе происходит постановка спектаклей с участием родителей и организуются совместные посещения спектаклей, а также создание творческих театральных проектов.
Данная практика организации театрального взаимодействия с семьями воспитанников показала возможности привлечения родителей к воспитательному процессу и эффективные итоги совместной воспитательной работы. Поэтому, ее внедрение актуально в педагогический процесс ДОУ.