Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Совместная работа логопеда и воспитателя в группе для детей с ОНР 2 уровня

Особенности недоразвития речи 2 уровня

Определение 1

Общее недоразвитие речи 2 уровня – это грубая форма речевого нарушения у детей, которая характеризуется низкими возможностями самостоятельной речевой продукции.

Дети с ОНР 2 уровня изъясняются простыми фразами, допуская при этом массу вербальных ошибок и аграмматизмов. Их словарный запас отличается бедностью, не сформированностью навыков словоизменения и словообразования, тяжелыми нарушениями звукопроизношения и фонематических операций.

Совместная работа логопеда и воспитателя должна проводиться по следующим направлениям:

  • своевременное обследование детей, чтобы выявить уровень их психического развития, особенности памяти, мышления, внимания, речи и воображения;
  • обеспечение гибкости педагогического воздействия на учеников, учитывая изменяющиеся возможности учеников, основанные на коррекционной работе;
  • планирование индивидуальной работы с каждым из детей;
  • развитие познавательных интересов, познавательной активности на основании освоения детьми окружающей действительности;
  • помощь детям в овладении коммуникативными средствами общения.

Педагогические условия взаимодействия логопеда с воспитателем

При организации личностного подхода к детям нужно создать следующий ряд педагогических условий:

  • видеть в каждом ребенке уникальную личность;
  • проектировать ситуацию успеха для каждого ребенка в учебно-воспитательной деятельности;
  • изучить причины детского незнания и устранить их.

Комплексным подходом к преодолению речевых нарушений предполагается сочетание коррекционно-педагогической работы с лечебно-оздоровительной, для чего необходимо осуществление взаимодействия воспитателя и логопеда.

Преемственность в работе логопеда с воспитателем предполагает совместное планирование, обмен информацией, обсуждение достижений детей, в речи и на других занятиях. На основании этого взаимодействия воспитателем выполняется ряд общеобразовательных и коррекционных задач, суть которых – устранить недостатки сенсорной, аффективной и интеллектуальной сфер, обусловленные особенностями речевых дефектов. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии детей, на обогащение представлений об окружающей действительности, а также на дальнейшее развитие и процесс совершенствования деятельности сохранных анализаторов.

«Совместная работа логопеда и воспитателя в группе для детей с ОНР 2 уровня» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Это создает основу для благоприятного развития компенсаторных возможностей детей, что в итоге оказывает воздействие на эффективность овладения речью.

Воспитателем особое внимание должно уделяться развитию разных видов восприятия – зрительному, слуховому, тактильному, а также мнестическим процессам, доступным формам наглядно-образного и словесно-логического мышления и мотивации. Важным аспектом работы воспитателя выступает развитие познавательной активности и познавательных интересов детей. При этом необходимо принимать во внимание некоторое отставание формирования познавательных процессов у детей с речевым недоразвитием, а также суженные контакты с окружающими, неправильные приемы семейного воспитания и другие причины.

Правильное, педагогически целесообразное взаимодействие воспитателя с логопедом, которое объединяет их усилия в интересах коррекции речи детей с ОНР 2 типа, в своей основе заключает доброжелательную, эмоционально-положительную обстановку в детском саду. Психологической атмосферой в детском коллективе укрепляется вера детей в свои силы, сглаживаются негативные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формируется интерес к занятиям.

Работа воспитателя, направленная на развитие речи, зачастую предшествует логопедическим занятиям, подготавливает детей к восприятию материала на предстоящих занятиях с логопедом, обеспечивает необходимый уровень познавательной и мотивационной базы для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель может сосредотачивать все свое внимание на том, чтобы закрепить результаты, достигнутые детьми на логопедических занятиях. Также воспитатель должен ежедневно наблюдать за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса, контролировать правильное использование поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и пр.

Если воспитатель замечает возникновение устойчивых ошибок или запинок в речи, повторение первых слогов и слов, он обязательно должен сообщить об этом логопеду.

Специфика работы воспитателя во время взаимодействия с логопедом заключается в том, что воспитателем организуется и проводится ряд занятий по заданию логопеда. Рекомендуется использовать следующие упражнения:

  • закрепление хорошо поставленных звуков – произношение слогов, слов и предложений;
  • повторение стихов и рассказов;
  • упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления и фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • активизация связной речи в беседе на знакомые детям лексические или бытовые темы.

В ходе коррекционной работы большое внимание и воспитателем, и логопедом уделяется развитию мелкой моторики. Во внеучебное время можно предлагать детям складывать мозаику, паззлы, фигурки из счетных палочек, тренировать завязывание и развязывание узлов, шнуровки, сбор рассыпанных мелких предметов, карандашей разного размера. Можно предлагать детям работу в тетрадях для развития письменных навыков, рекомендованных для детей с нарушениями речи. Особое место отводят организации подвижных игр, так как часто дети с ОНР соматически ослаблены, физически невыносливы и быстро утомляются.

Дата последнего обновления статьи: 30.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot