Сущность и значение коммуникативных навыков
Коммуникативные навыки – это способность людей к правильному взаимодействию с окружающими людьми. Иными словами, это способность понятно выражать собственные мысли и интерпретировать полученную от других информацию.
Владение устной речью – одно из важнейших умений, которое спонтанно формируется в детстве и помогает человеку жить в мире людей. Дети с умственной отсталостью испытывают большие затруднения при необходимости познакомиться, поблагодарить, задать вопрос, ответить отказом на вопрос и пр.
В ФГОС для учеников с умственной отсталостью предусматривается ряд занятий по устной речи, развитию элементарных навыков коммуникации и формированию естествоведческих знаний.
Адаптированной общеобразовательной программой определяются предметы области обучения детей. Основная область – это язык и речевая практика. На ее основании разрабатываются индивидуальные программы по речевой практике для учащихся разных классов. Такая программа может включать детей в образовательный процесс, если им необходим особый подход, так как у них есть ряд интеллектуальных нарушений.
В развитии речи школьников с умственной отсталостью, отмечается системное нарушение. Овладение знаниями и умениями в сфере речевых коммуникаций – необходимое условие успешной социализации учащихся, формирование у них жизненных компетенций.
Основной целью курса по речевой практике является развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальными нарушениями, в качестве способности использовать вербальные и невербальные средства, необходимые, чтобы осуществить общение с окружающими людьми в разнообразных ситуациях.
Речевая практика
Речевая практика – один из основных предметов в начальном обучении, так как именно умение общаться и сформированность коммуникативных умений у учащихся, определяет их успешность в процессе межличностного общения, обучения всем остальным школьным предметам.
Уроки речевой практики выстраиваются, учитывая специфику обучения. Помимо конкретных тем в них включают сквозные компоненты:
- аудирование и понимание речи. Выполнение однокомпонентных и двухкомпонентных инструкций учителя, например, «сядь за парту и открой учебник». Слушание, запоминание и четкое воспроизведение нескольких слоговых комплексов – из 2-3 слогов, близких по своему звучанию и предлагаемых в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Выбор из двух близких по своему содержанию картинок, той, что соответствует проинанному учителем предложению;
- дикция и выразительность речи. Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с учительского голоса, четкое и выразительное их произношение. Упражнения на развитие речевого дыхания. Перечисление 2-3 предметов на одном вдохе и указание на эти предметы. Произношение коротких стихотворений с сопровождением движениями. Различение тихой и громкой речи в игре. Быстрое и медленное произнесение серии звуков, слогов и слов.
При введении в структуру занятия все обозначенные задания дают возможность переключить ребенка с одного типа деятельности на другой. На уроках обычно используется ряд различных речевых ситуаций, чтобы вызвать у детей потребность общаться и мотивацию к общению, желание и стремление общаться. Для этого необходимо организовать ситуацию, которая будет понятна для учащихся, чтобы дети были обеспечены необходимым инструментарием, то есть речевыми средствами, которыми они могут пользоваться – запасом слов, грамматическими формами, интонационными умениями, чтобы они могли адекватно себя вести в предлагаемых ситуациях.
Ситуации могут быть типовыми, то есть предполагающими использование базовых формул речевого общения, доведенных до автоматизма:
- обращение и привлечение внимания, предполагает обращение к собеседнику по имени и отчеству, по фамилии, обращение на «ты» или «вы» в зависимости от того, взрослый это или одноклассник;
- знакомство, представление и приветствие;
- приветствие и прощание – официальные и неофициальные разговорные клише;
- поздравления и пожелания;
- благодарность.
Воображаемые учебно-речевые ситуации основаны на воображении каждого участника речевого общения. Речевые ситуации, преимущественно связаны с учебной жизнью и бытом детей. Ученики под руководством учителя проигрывают предлагаемые ситуации, таким образом моделируя разные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.
Например, в теме о покупке принадлежностей для обучения в школе, сначала проводят общие беседы на тему школы, кто там работает, какие принадлежности для учебы нужны и пр. Когда дети называют школьные принадлежности, их ответы направляют на описание их назначения.
После обозначенных бесед проигрывают ситуацию посещения магазина канцтоваров. Учитель играет роль продавца, в дети – покупателей. Во время посещения магазина дети должны вспомнить речевой этикет, то есть поприветствовать продавца, обратиться к нему, при этом игровыми атрибутами могут быть и реальные вещи, принадлежащие ученикам.
Можно моделировать различные нестандартные ситуации, например, что делать, если нужного предмета в магазине не оказалось. Данная ситуация будет стимулировать учеников выбрать наиболее точные речевые средства, которые рождаются как результат осмысления отношения к воображаемому событию на основании собственных ощущений, вызванных этим воображаемым событием.
Сначала необходимо сориентировать детей на такую ситуацию, а затем научить их моделированию своего поведения в нестандартной ситуации, построению вариативных форм высказывания, которые в данной ситуации были бы уместны.
Иными словами, речевая практика – одна из наиболее важных составных частей образования детей с умственной отсталостью и различными интеллектуальными нарушениями, так как овладение знаниями и умениями в сфере речевой коммуникации – необходимое условие успешной социализации учащихся, формирования у них жизненных компетенций.