Анализ функционирования современной системы образования
Система образования – это модель реализации образовательной деятельности в конкретном государстве.
В РФ система образования представлена трехуровневой образовательной деятельностью: федеральный, региональный и местный. Каждый уровень выполняет свою функциональную роль, ориентируясь на достижение общей цели образовательной деятельности и реализацию основных направлений образовательной политики на конкретный период.
Если рассмотреть функционирование образовательной системы на современном этапе, то можно выделить следующие тенденции в развитии образования:
- Стратегия функционирования образовательной деятельности страны и работы системы образования сводится к внедрению инновационных технологий, ориентированных на модернизацию образовательного процесса всех уровней.
- Опора на культурное наследие, культурный опыт человечества в развитии образования.
- Нахождение баланса и оптимального сочетания применения инновационных технологий, форм работы с традиционными методами, показавшими эффективность использования в системе образования.
- Соответствие образования текущему этапу развития общества. Образование в настоящее время догоняет социальное развитие. Необходимо стремится к работе на опережение. Это требует обновление содержания образования на всех уровнях и активное внедрение передового педагогического опыта в практику образовательной деятельности.
- Ориентация развития образовательной деятельности по пути возрождения культурных традиций государства. Система образования должна ориентироваться на сохранение национальных и исторических, культурных особенностей развития государства и менталитет нации.
- Использование образовательных программ этнокультурной ориентации. Это необходимо для развития национальных культур, сохранение традиций и ценностных ориентиров.
- В основе развития образования лежит ориентация на становление духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание является основой образовательных программ всех уровней. Оно выступает залогом развития личности и общества, прогресса государства.
- Наличие системных проблем в организации образовательной деятельности. Они имеются на всех уровнях образования и требуют разрешения для создания адекватного механизма функционирования образовательной системы. Однако, данные проблемы имеют скрытый характер, недостаточно полное освещение, что усложняет их разрешение.
- Поиск соотношения в содержании образовательных программ компонентов национальной и интернациональной направленности. Здесь имеется проблема не разработанности культурологических подходов к организации образовательной деятельности.
- Акцентирование внимания на творческом развитии личности. Данный аспект занимает важную позицию на всех уровнях образования. Эта необходимо в условиях глобализации общества, интеграции образовательных систем и текущего этапа социокультурного развития.
Рисунок 1. Основные тенденции развития образования в мире. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Основные проблемы образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Позитивные тенденции развития современной системы образования
Следует отметить, что современная система образования не является идеальной. Она развивается и совершенствуется, но имеет свои недостатки. Они затрудняют переход образовательной деятельности государства на новый уровень. При этом, положительные направления развития системы образования современного общества, позволяют бороться с негативными сторонами образовательной деятельности. Рассмотрим, положительные тенденции развития современной системы образования:
- Гуманизация образовательной деятельности. Принцип гуманизации является основой функционирования образовательной системы. Он связан с организацией педагогического процесса на всех уровнях образования, базирующегося на гуманистических началах, а также ориентацию на развитие учащегося, наделенного гуманистическими свойствами и основами социального взаимодействия.
- Вариативность образовательных программ. Она связана с предоставление учебным заведением разработки собственных образовательных программ деятельности, внедрения новых дисциплин и специальностей, отвечающих потребностям современного общества и тенденциям его развития.
- Интегративность функционирования образовательной системы. Она связана с ее структурной перестройкой. Создаются образовательные учреждения смешанного типа, усложняются и расширяются межпредметные связи.
- Опора на новые стандарты образования. В настоящее время, функционирование образовательной системы опирается на ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты, выдвигающие новые требования к педагогическому процессу на разных уровнях, методические основы деятельности и образовательные программы.
- Дифференциация образовательных заведений. Создаются заведения частного типа, а также специальной направленности деятельности.
- Контроль качества образовательной деятельности. Осуществляется регулярная проверка работы учебных заведений всех типов и уровней на качество, предоставляемых образовательных услуг.
- Демократизация образовательной деятельности. Она связана с созданием основ творческого развития всех участников образовательной деятельности, проявления ими активности и инициативности.
- Двухуровневость системы высшего профессионального образования. Подготовка бакалавров и магистров. Это необходимо для соответствие специалистов международным требованием и предоставление им возможности конкурировать на международном рынке труда.
Негативные тенденции развития современной системы образования
К отрицательным показателям функционирования системы образования в настоящее время, можно отнести следующие:
- Негативное воздействие образования на здоровье учащихся. Новые требования, стандарты, приводят к повышению нагрузок на учащихся.
- Децентрализация управления образовательной системой. С одной стороны, это положительная тенденция развития, поскольку учебным заведениям разного уровня дается автономное право управления образовательной деятельностью, принятия решений, но с другой стороны, возникает проблема неспособности самостоятельного решения финансовых, стратегических задач отдельным учебным заведением регионального или местного уровня.
- Преобладание классно-урочной системы обучения. Она теряет свою актуальность и затрудняет использование активных форм и методов обучения.
- Слабое развитие межпредметных связей. Принимаемые образовательные программы разных уровней включают информативное обучение разным дисциплинам, без их связи между собой.
- Слабая развитость индивидуальной ориентации образовательной деятельности. Как правило, образовательный процесс ориентирован на «среднего учащегося», а не на полноценное развитие каждого.
- Утечка педагогических кадров. Их не хватает на всех уровнях образования из-за отсутствия мотивации к данному направлению трудовой деятельности: низкая оплата труда, утрата престижности профессии, большие объемы работы(бюрократия).
Рисунок 3. Негативные тенденции развития современной системы образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ