Культурно-гигиенические навыки – это умения ухаживать за своим телом, поддерживать чистоту тела и чистоту окружающего пространства, соблюдать режим дня, правильно питаться и культурно общаться с окружающими людьми.
Развитие данных навыков осуществляется с раннего детства. Ребенок должен познать культуру гигиены, освоить правила поведения в бытовой жизнедеятельности и осознать необходимость сохранения своего здоровья и выполнение поддерживающих гигиенических мероприятий для этого.
Формирование культурно-гигиенических навыков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Формирование культурно-гигиенических навыков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников
Формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников реализуется по специальным программам, содержание которых разрабатывается, исходя из возрастной специфики развития дошкольников конкретной возрастной группы. Чтобы развитие гигиенической культуры было продуктивным и целесообразным, необходимо придерживаться ряда условий, обеспечивающих успешное формирование основ гигиены у дошкольников. К ним относятся:
- Создание четкого и рационального режима дня детей. Для этого, взрослые должны создать условия, в которых ребенок будет чувствовать себя комфортно – чистое и проветриваемое помещение с оптимальной температурой и наличием развивающего пространства, а также наличие необходимого оборудования для выполнения всех режимных моментов: умывание, чистка зубов, сон, питание.
- Постоянство устройства среды пребывания ребенка. Необходимо сформировать место для каждой вещи в помещении, а также места совершения гигиенических процедур для самого ребенка. Сохранение постоянства устройства и условий обитания имеет важное воспитательное значение. Постоянство – стимулирует дошкольников к выполнению конкретных операций.
- Регулярное выполнение гигиенических процедур в одно и то же время. Это способствует формированию привычки выполнения конкретного действия.
- Согласованность воспитательных мероприятий и гигиенических требований ДОУ и семей воспитанников.
- Демонстрация собственного примера соблюдения гигиенических норм. Ребенок дошкольного возраста усваивает информацию, основываясь на подражании взрослому, он стремится повторять все действия за ним. Поэтому, важно показывать собственное выполнение различных гигиенических процедур, их регулярность.
- Воспитание положительного отношения к выполнению гигиенических процедур. Для этого, актуально использование игровых форм обучения. Игра помогает дошкольникам расслабиться, и они не ощущают воспитательного воздействия, оказываемого на них.
- Формирование осознанного представления о значимости соблюдения правил гигиены и формирование культуры гигиены. Необходимо дать детям понять, что несоблюдение, хотя бы, одного из правил гигиены принесет вред собственному самочувствию, нарушит отношения с окружающими и т.д.
- Последовательность обучения. Необходимо начинать обучения гигиеническим навыкам от простого к сложному. Нельзя начинать с выполнения сложных операций, тем более, если простые еще не освоены, или развиты недостаточно хорошо (например, отсутствует регулярное мытье рук после прогулки).
- Условия выполнения гигиенических процедур должны быть постоянными, а методы, приемы и средства их реализации постоянно меняться.
- Ежедневная тренировка культурно-гигиенических навыков способствует их закреплению и устраняет возможность быстрой утраты.
Рисунок 2. Условия формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методы формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников
Развитие культурно-гигиенических навыков дошкольников может быть реализованы, посредством применения широкого арсенала методов и средств. Наиболее оптимальными и продуктивными среди них являются:
- Методы наглядного обучения. Они предполагают демонстрацию выполнения взрослым той или иной гигиенической процедуры. Для этого используются реальные или игровые материалы: мыло, полотенца, зубные щетки, посуда и т.д. Воспитатель или родитель показывает детям, как правильно пользоваться тем или иным инструментом. Демонстрация должна носить регулярный характер. Одноразовый показ выполнения не принесет должного воспитательного эффекта.
- Словесные методы обучения. Они включают рассказы о важности соблюдения норм гигиены, о последствиях их невыполнения, особенностях использования гигиенических инструментов.
- Чтение специальной художественной литературы. Существует ряд книг для детей, в которых рассматриваются вопросы гигиены: «Федорино горе», «Мой додыр», «Вредные советы» Грирогия Остера и др. Книги занимательные и увлекают детей. можно организовать проигрывание сцен из них детьми. Так, навыки гигиены получат практическое применение и усвоятся лучше.
- Включение гигиенических процедур в режимные моменты дня. Сведения о нормах гигиены необходимо рассказывать и показывать детям в разных видах их повседневной деятельности: на прогулке, во время отдыха, во время игры. Чем больше внимания будет уделено гигиеническим нормам, тем быстрее они закрепятся в повседневную привычку.
- Игровые методы обучения. Игровые занятия позволяют перенести реальные гигиенические операции из жизни в воображаемую среду. Это обеспечивает веселый процесс усвоения норм гигиены.
- Соблюдение чистоты и опрятности внешнего вида взрослыми, окружающими дошкольника. Если ребенок видит, что взрослый убирает за собой вещи, заправляет кровать, моет руки перед едой, чистит зубы утром и вечером, то он стремится делать также.
- Методы поручений. Поручения по совершению различных операций способствуют тренировке и закреплению знаний в области культуры гигиены. Поручения должны быть увлекательными для детей и мотивировать их к выполнению заданий.