Социально-педагогическое направление – это направление в дополнительном образовании, основная цель которого заключается в социальной адаптации, творческом развитии, профессиональной ориентации детей, а также повышении уровня готовности к освоению программ профессионального образования.
Значимость социально-педагогического направления в дополнительном образовании
В настоящее время в учреждениях дополнительного образования детей получило развитие такое направление как социально-педагогическое. Данное направление ориентировано на развитие психических свойств личности, интеллектуальных и коммуникативных способностей, корректировку общего развития, формирование у детей лидерских качеств, а также организацию досуга детей и подростков социализирующей направленности.
Учреждения дополнительного образования используют в своей деятельности традиции, методы и стиль максимально приближенный к условиям современного социума, то соответственно обладают большими возможностями по социализации подрастающего поколения.
Программы социально-педагогической направленности в дополнительном образовании предназначены для:
создания необходимых условий для осуществления социального творчества, посредством разнообразных форм деятельности; создания необходимых условий для самоутверждения, осознания себя как личности, развития собственных способностей и интересов, в рамках современных динамичных социально-экономических условиях. обеспечения соблюдения гармонизации интересов каждого учащегося и интересов окружающего его общества.
По продолжительности реализации, программы социально-педагогической направленности являются долгосрочными и многоуровневыми (общекультурный, углубленный и допрофессиональный уровни). Кроме того, они являются многофункциональными, так как способны охватить широкий возрастной диапазон учащихся.
Коллектив учащихся, который работает по программе социально-педагогической направленности, является специфическим, так как основной задачей, направленной на получение конечного результата, является не получение конкретных знаний и умений, а положительная социализация каждого участника.
Группы социально-педагогического направления в дополнительном образовании
Многообразие программ социально-педагогической направленности дополнительного воспитания, принято делить на четыре основные группы:
- Программы, разработанные для детских общественных организаций и сообществ.
- Программы досуговой деятельности.
- Программы, направленные на приобщение детей к правилам и нормам и современного общества, через формирование у них правовой культуры, экономического мышления, навыков предпринимательской деятельности. Все это осуществляется через реализацию тренинговых психологических программ, программ педагогической ориентации и допрофессиональной подготовки по различным направлениям подготовки и специальностям (профессиям).
- Программы, разработанные для детей и подростком имеющих различные отклонения в психическом и физическом развитии.
Таким образом, программы социально-педагогической направленности, разрабатываются с целью создания необходимых условий для самоутверждения и самореализации личности, а также для предоставления возможностей апробации собственных знаний и умений в практической деятельности.
Возможности, предоставляемые детям дополнительным образованием
Все учащиеся, которые включены в социально значимую деятельность, в рамках дополнительного образования, имеют следующие возможности:
- Приобретение собственного социального опыта.
- Формирование и развитие личностных качеств, необходимых для полноценного существования в рамках современного общества: трудолюбие, организованность, ответственность, чувство долга, требовательность к самому себе, культура общения и поведения, коммуникабельность, навыки эффективного взаимодействия с окружающими.
- Возможность реализовать себя в общественно и социально значимых делах, направленных на становление таких личностных позиций как гражданин города или страны.
- Активное использование образовательных возможностей истории и культуры родного края, области или города, для развития личности учащихся. Формирование у них осознания необходимости включения сциокультурных начал в собственную жизнь.
- Активная реализация программ по самосохранению, самореализации и саморазвитию.
- Возможность овладеть спектром способов по постановке наиболее актуальных и жизненных целей, формирование собственного маршрута развития.
- Возможность овладения разнообразными способами рефлексии собственного поведения и состояния.
Реализация различных видов деятельности, включенных в программы социально-педагогического направления дополнительного образования, открывают перед детьми и подростками большие возможности для создания и прохождения развивающих ситуаций, решения жизненных и практических задач, получение необходимо социального опыта.
Участие в ситуациях позволяет учащемуся наращивать собственные личностные ресурсы, совершенствовать и управлять ими. Для этого педагогом не просто организуются определенные ситуации, а разрабатывается комплекс, который состоит из взаимосвязанных между собой ситуаций, причем каждая несколько сложнее предыдущей.
Последовательность ситуаций выстраивается от упрощенных, регулируемых педагогом ситуаций, к реальным, стихийно возникающим ситуациям взаимодействия и деятельности воспитанника. Переход должен осуществляться постепенно, с ростом возможностей учащегося, в использовании имеющихся у него ресурсов.