Социально-педагогическая реабилитация – это совокупность мер социальной направленности и педагогических мероприятий, ориентированных на коррекцию асоциального развития подростков, с целью их адаптации в социальном пространстве и эффективного включения в социальную сферу жизни и деятельности.
Она реализуется в разных формах, разными методами и средствами, выбор которых обусловлен степенью развития социальной дезадаптации детей.
Рисунок 1. Дезадаптация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Социальная и психологическая дезадаптация детей и подростков является следствием их половозрастного развития, а также итогом индивидуальных особенностей функционирования организма детей. Она проявляется в нестандартном поведении ребенка и трудностями в выборе форм и методов его воспитания, т.е. ребенок относится к категории «трудновоспитываемых» и требует индивидуального подхода к своему обучению и воспитанию, направленному на устранение его социальных и психологических проблем.
Рисунок 2. Основные направления профилактики дезадаптивного поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Направления реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками
Социально-реабилитационная работа с детьми, чье поведение и развитие относятся к категории дезадаптированности, реализуется по следующим направлениям:
- Диагностирование. Данное направление предполагает определение уровня проявления социальных и психологических отклонений в развитии детей. Каждый ребенок имеет свой уровень дезадаптации и специфические черты ее проявления, а также причины развития. Они требует выявления для разработки оптимальной коррекционной программы реабилитации.
- Медицинская помощь. Прежде всего, дезадаптированному ребенку следует оказать медицинскую помощь, устранив его проблемы со здоровьем, избавив от педикулеза и иных заболеваний.
- Социально-бытовая реабилитация. Она связана с формированием навыков ухода за собой, выполнения элементарных бытовых операций – пользование ванной, приготовление пищи, пользование бытовыми приборами во время приема пищи и др.
- Психоэмоциональная реабилитация. Она связана с обеспечением комфортных условий жизнедеятельности дезадаптированного ребенка: условия проживания, обучения, применение адекватных подходов и методов воспитания ребенка, а также психотерапевтических направлений работы.
- Организация работы с семьями детей. Зачастую, причины дезадаптации кроются именно в семейных проблемах. Потому, необходимо установить взаимодействие с семьей по поводу решения проблемы развития ребенка и создания оптимальных условий его проживания. Если семья не идет на контакт или ситуация в семье оказывается безнадежной, то осуществляется поиск приемной семьи или помещение ребенка в приют, где ему будет оказана соответствующая реабилитационная помощь.
- Психолого-педагогическая реабилитация. Она реализуется в учебных заведениях педагогами, психологами, социальными педагогами, логопедами и, ориентирована на коррекцию психических, психологических и иных дисфункций организма ребенка, следствием наличия которых является социальная дезадаптированность ребенка.
Технологии социально-психологической реабилитации дезадаптированности детей и подростков
Дезадаптированные дети и подростки являются категорией, в работе с которыми требуется нестандартный подход и использование социально-педагогических технологий. Работа носит комплексный характер, связанный с выявлением детей данной категории и разработкой программы работы с ними. В программу работы включается использование определенных педагогических технологий, позволяющих создать условия для полноценного развития ребенка с социально-психологическими проблемами, устранить их и сделать ребенка полноценным участником социального пространства.
К основным педагогическим технологиям социально-психологической реабилитации дезадаптированных детей относятся следующие:
- Организационные технологии. Они связаны с диагностическими мероприятиями по выявлению детей, имеющих риск развития социальной дезадаптации, работу с их проблемами и формирование реабилитационных направлений деятельности.
- Технологии индивидуальной коррекционной работы. Они представляют собой вариативность методов и форм работы, с учетом проблем отдельного ребенка, динамики их развития, конкретизации направлений коррекции, созданием условий для стабилизации личностного, социального, психоэмоционального развития ребенка и обеспечением связи и зависимости между всеми этапами реабилитации.
- Технологии постреабилитационной работы. Они ориентированы на поддержание развития ребенка, оказание ему помощи в существовании в сфере социальных взаимоотношений, защиту его прав и свобод.
Что касается технологий индивидуальной реабилитационной работы, то они включают в себя следующие направления деятельности социального педагога, психолога и иных специалистов:
- Повышение роли семьи. Эта работа имеет длительный и сложный характер. Она предполагает установление взаимодействия с семьями детей, выявление их проблем, оказание помощи в их устранении, помощи родителям в воспитании «трудного ребенка», создание благоприятной атмосферы в семье, направленной на нравственное, духовное и культурное развитие ребенка, профилактику ошибок семейного воспитания, недопущение развития семейного насилия, подавление ребенка.
- Повышение воспитательной роли образовательных заведений. Здесь, требуется повышение квалификации педагогов, их педагогической компетентности, грамотности в вопросах воспитания и развития «трудных» детей, развитие стремления к самосовершенствованию и развитию.
- Установление системы взаимоотношений и продуктивного взаимодействия между семьей и школой, социальными службами.
- Работа с кругом общения ребенка. Она ориентирована на ликвидацию, сокращение негативного влияния и повышение объема и роли позитивного воздействия на ребенка.
- Создание системы консультативной помощи, выходящей за рамки образовательных учреждений. Она предполагает создание разнообразных центров работы с семьями и детьми «группы-риска», осуществляющих консультации и, оказывающих помощь и поддержку в воспитании и развитии детей с разнообразными социальными проблемами.