Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально-психологическая реабилитация дезадаптивности детей и подростков

Определение 1

Социально-педагогическая реабилитация – это совокупность мер социальной направленности и педагогических мероприятий, ориентированных на коррекцию асоциального развития подростков, с целью их адаптации в социальном пространстве и эффективного включения в социальную сферу жизни и деятельности.

Она реализуется в разных формах, разными методами и средствами, выбор которых обусловлен степенью развития социальной дезадаптации детей.

Дезадаптация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Дезадаптация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Социальная и психологическая дезадаптация детей и подростков является следствием их половозрастного развития, а также итогом индивидуальных особенностей функционирования организма детей. Она проявляется в нестандартном поведении ребенка и трудностями в выборе форм и методов его воспитания, т.е. ребенок относится к категории «трудновоспитываемых» и требует индивидуального подхода к своему обучению и воспитанию, направленному на устранение его социальных и психологических проблем.

Основные направления профилактики дезадаптивного поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Основные направления профилактики дезадаптивного поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Направления реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками

Социально-реабилитационная работа с детьми, чье поведение и развитие относятся к категории дезадаптированности, реализуется по следующим направлениям:

«Социально-психологическая реабилитация дезадаптивности детей и подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Диагностирование. Данное направление предполагает определение уровня проявления социальных и психологических отклонений в развитии детей. Каждый ребенок имеет свой уровень дезадаптации и специфические черты ее проявления, а также причины развития. Они требует выявления для разработки оптимальной коррекционной программы реабилитации.
  2. Медицинская помощь. Прежде всего, дезадаптированному ребенку следует оказать медицинскую помощь, устранив его проблемы со здоровьем, избавив от педикулеза и иных заболеваний.
  3. Социально-бытовая реабилитация. Она связана с формированием навыков ухода за собой, выполнения элементарных бытовых операций – пользование ванной, приготовление пищи, пользование бытовыми приборами во время приема пищи и др.
  4. Психоэмоциональная реабилитация. Она связана с обеспечением комфортных условий жизнедеятельности дезадаптированного ребенка: условия проживания, обучения, применение адекватных подходов и методов воспитания ребенка, а также психотерапевтических направлений работы.
  5. Организация работы с семьями детей. Зачастую, причины дезадаптации кроются именно в семейных проблемах. Потому, необходимо установить взаимодействие с семьей по поводу решения проблемы развития ребенка и создания оптимальных условий его проживания. Если семья не идет на контакт или ситуация в семье оказывается безнадежной, то осуществляется поиск приемной семьи или помещение ребенка в приют, где ему будет оказана соответствующая реабилитационная помощь.
  6. Психолого-педагогическая реабилитация. Она реализуется в учебных заведениях педагогами, психологами, социальными педагогами, логопедами и, ориентирована на коррекцию психических, психологических и иных дисфункций организма ребенка, следствием наличия которых является социальная дезадаптированность ребенка.

Технологии социально-психологической реабилитации дезадаптированности детей и подростков

Дезадаптированные дети и подростки являются категорией, в работе с которыми требуется нестандартный подход и использование социально-педагогических технологий. Работа носит комплексный характер, связанный с выявлением детей данной категории и разработкой программы работы с ними. В программу работы включается использование определенных педагогических технологий, позволяющих создать условия для полноценного развития ребенка с социально-психологическими проблемами, устранить их и сделать ребенка полноценным участником социального пространства.

К основным педагогическим технологиям социально-психологической реабилитации дезадаптированных детей относятся следующие:

  1. Организационные технологии. Они связаны с диагностическими мероприятиями по выявлению детей, имеющих риск развития социальной дезадаптации, работу с их проблемами и формирование реабилитационных направлений деятельности.
  2. Технологии индивидуальной коррекционной работы. Они представляют собой вариативность методов и форм работы, с учетом проблем отдельного ребенка, динамики их развития, конкретизации направлений коррекции, созданием условий для стабилизации личностного, социального, психоэмоционального развития ребенка и обеспечением связи и зависимости между всеми этапами реабилитации.
  3. Технологии постреабилитационной работы. Они ориентированы на поддержание развития ребенка, оказание ему помощи в существовании в сфере социальных взаимоотношений, защиту его прав и свобод.

Что касается технологий индивидуальной реабилитационной работы, то они включают в себя следующие направления деятельности социального педагога, психолога и иных специалистов:

  1. Повышение роли семьи. Эта работа имеет длительный и сложный характер. Она предполагает установление взаимодействия с семьями детей, выявление их проблем, оказание помощи в их устранении, помощи родителям в воспитании «трудного ребенка», создание благоприятной атмосферы в семье, направленной на нравственное, духовное и культурное развитие ребенка, профилактику ошибок семейного воспитания, недопущение развития семейного насилия, подавление ребенка.
  2. Повышение воспитательной роли образовательных заведений. Здесь, требуется повышение квалификации педагогов, их педагогической компетентности, грамотности в вопросах воспитания и развития «трудных» детей, развитие стремления к самосовершенствованию и развитию.
  3. Установление системы взаимоотношений и продуктивного взаимодействия между семьей и школой, социальными службами.
  4. Работа с кругом общения ребенка. Она ориентирована на ликвидацию, сокращение негативного влияния и повышение объема и роли позитивного воздействия на ребенка.
  5. Создание системы консультативной помощи, выходящей за рамки образовательных учреждений. Она предполагает создание разнообразных центров работы с семьями и детьми «группы-риска», осуществляющих консультации и, оказывающих помощь и поддержку в воспитании и развитии детей с разнообразными социальными проблемами.
Дата последнего обновления статьи: 18.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot