Сущность и содержание консультативной работы
Социально-педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, направленная на оказание помощи детям и подросткам в процессе их социализации, социального развития, освоения ими социальных норм и ценностей, а также создание условий для их самореализации в обществе.
Социально-педагогическая деятельность содержит несколько задач, решение которых – должностная обязанность социального педагога. К ним относятся:
- отобрать методы, формы и техники работы с проблемными подростками,
- осуществлять профилактику возникновения условий, прямо или косвенно негативно воздействующих на их поведение.
Наиболее распространенные технологии работы с проблемными подростками – профилактика и реабилитация.
Профилактика – это структура государственных, социальных, социально-медицинских и координационно-воспитательных мероприятий, которые должны предупреждать, предотвращать или нейтрализовать основные факторы и условия, инициирующие различные патологии детского поведения.
Цель профилактических мероприятий:
- предотвратить возникновение потенциально возможных физиологических, эмоциональных и социально-культурных факторов у конкретных детей, или детей группы риска;
- обеспечить сохранность и защиту нормального уровня жизни и здоровья детей;
- помогать детям достигать социально значимых целей и раскрывать их внутренний потенциал.
Социально-педагогическая реабилитация – это комплекс воспитательных мероприятий, цель которых – развивать индивидуальные свойства детей, необходимые для становления их активной жизненной позиции, способствующей интеграции в социуме, прививать необходимое количество навыков самообслуживания, формировать позитивные общественные установки, направленные на соблюдение правил общественного поведения.
В качестве предмета консультирования обычно рассматривают:
- область жизнеобеспечения – специальная психологическая поддержка и помощь при трудоустройстве, получение льготных субсидий, а также материальной помощи и пр.;
- область организации быта – помощь в организации личного свободного пространства ребенка в собственном доме, привитие детям культурно-гигиенических навыков, организация свободного времени;
- область семейного здоровья – диагностика и профилактика болезней, помощь при организации особенностей процедур оздоровления и детского отдыха;
- область духовного и морального здоровья – внутрисемейные традиции и устои, расхождение ценностных ориентацией членов семьи и пр.;
- область развития и воспитания детей – разрешение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция определенных отклонений в развитии и поведении детей, разрешение вопроса педагогической несостоятельности и не информированности родителей;
- сфера внутренних и внешних коммуникаций семьи – восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.
Значение социально-педагогического консультирования как технологии социальной работы
Технология социального консультирования включает в себя:
- квалифицированный совет, помощь лицам с различными проблемами, в их социализации, восстановлении и оптимизации их социальных функций и выработке социальных норм общения;
- совокупность способов, методик и методов профессионального воздействия через квалифицированные советы и помощь на лица, с различными социальными проблемами, предполагающие разрешение этих проблем, восстановление или улучшение их социального статуса, а также профилактику повторного появления такого рода трудностей;
- взаимодействие нескольких людей, в процессе которого консультанты могут передавать специальные знания и информацию консультируемому лицу, чтобы помочь ему;
- особая форма оказания помощи посредством целенаправленного воздействия на человека или малую группу, чтобы их социализировать, восстановить и оптимизировать их социальные функции, ориентиры и выработать социальные нормы общения;
- профессиональная помощь человеку в процессе принятия оптимального решения, сохранения и повышения качества его жизни и оказание ему социальной поддержки через целенаправленное информационное воздействие по вопросам социализации, восстановления и оптимизации социальных функций.
Рисунок 1. Составляющие технологии социального консультирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Функции социального консультирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Социальное консультирование как технология социальной работы выполняет следующие функции:
- информационная функция социального консультирования обеспечивает ликвидацию дефицита информации, касающейся причин и сущности проблем клиента, путей ее разрешения, а также дает консультируемому новые подходы, инновационную информацию и технологии;
- катализирующая функция помогает ускорить процессы выхода клиента из проблемной, кризисной ситуации посредством использования разных форм и методов ее разрешения, восстановления, сохранения или улучшения социального статуса консультируемого;
- фасилитационная функция помогает облегчать и повышать производительность деятельности, ее скорость и качество благодаря тому, что она совершается в присутствие многих других людей – социальных работников или клиентов со схожими проблемами;
- мобилизующая функция дает возможность привести в действие внутренние силы и средства клиента и внешние вспомогательные механизмы, чтобы решить его проблемы, а также сформировать и поддержать мотивацию клиента в деятельности, предполагающей изменение трудной жизненной ситуации;
- аксикреационная функция помогает оказать содействие возникновению, формированию и закреплению у человека или группы людей ряда новых ценностей, а также регенерации, переосмыслению и принятию переосмысленных ранее ценностей, как результат продолжительного, систематического общения клиента и специалиста по социальной работе, в ходе реализации им различных типов социального консультирования.