Дети, относящиеся к группе риска
К группе риска относятся дети, характеризующиеся социальной запущенностью. Они не способны сопротивляться различным внешним и внутренним отрицательным факторам из-за своего возраста, либо индивидуальных, психологических показателей развития.
Такие дети являются достаточно сложной категорией граждан и требуют пристального к себе внимания со стороны образовательной системы. Им оказывается психологическая, а также социально-педагогическая помощь.
В подростковом возрасте, и на иных этапах развития, в силу их определенных параметров и особенностей, дети оказываются наиболее восприимчивыми к отрицательному воздействию общества, его криминальным, асоциальным явлениям. Такие дети приобретают различные формы социальной дезадаптации, являются педагогически запущенными и имеют большие проблемы с обучением и воспитанием. Их социализация также, претерпевает серьезные проблемы. Детям требуется разноплановая помощь и поддержка, чтобы облегчить их социализацию, помочь им в нормальном общественном взаимодействии и проживании в обществе, следовании его законам.
Дети, относящиеся к группе риска, делятся на следующие группы:
- Дети с дефектами развития;
- Дети из неблагополучных семей;
- Сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения;
- Дети, принадлежащие к семьям, пребывающим в трудных жизненных обстоятельствах.
Разнообразные отрицательные факторы, влияющие на жизнь ребенка, ужасные условия его жизнедеятельности приводят к развитию отклонений в развитии ребенка. Эти отклонения могут быть психического, физического, социального характера. Последствия развития таких отклонений могут быть разными. Все зависит от конкретного ребенка, устойчивости его психики. Но без следа на жизни, здоровье и деятельности ребенка такое воздействие точно не может пройти.
Причинами увеличения количества детей, относящихся к группе риска, являются:
- Социально-экономические параметры развития общества, их отрицательная динамика;
- Семейные кризисы;
- Слабое развитие воспитательного потенциала семей;
- Развитие обывательских взглядов и потребительских отношений;
- Отсутствие средств для организации детского досуга.
Дети, относящиеся к группе риска, испытывают повышенную тревожность и ярко выраженную агрессию. Они не желают трудиться на благо общества, а хотят только жить ради удовольствий. Они чувствуют свою отверженность со стороны семьи и общества, пережить которую им помогает только отрицание общественных норм и ценностей, направление своего поведения по деструктивному принципу.
Социально-педагогическое консультирование: сущность и разновидности
Социально-педагогическое консультирование – это процесс оказания помощи и поддержки людям, имеющим нормальное психическое развитие, но испытывающим затруднения в реализации своих социальных прав и свобод, организации общественного взаимодействия.
Такое консультирование помогает родителям в разрешении проблем, связанных с воспитанием и обучением детей, способствует предотвращению развития конфликтных ситуаций между детьми и родителями и при необходимости помогает преодолеть их. Также, консультирование социально-педагогической направленности используется в профилактических целях. Оно нацелено на недопущение развития беспризорности, распространения девиантного поведения. Благодаря консультированию дети группы риска получают возможность нормального развития.
Социальная помощь, оказываемая семьям, имеющим детей группы риска, может проводиться в виде разнообразных консультаций:
- Заочная консультация. Такие консультации проводятся в виде переписок и телефонных разговоров;
- Очная консультация. В данном случае социальные педагоги проводят беседы с детьми, помогают разрешить их разнообразные проблемы;
- Стационарная консультация. Проведение специализированных бесед в различных центрах;
- Комплексные консультации. Они включают в себя оказание помощи одновременно несколькими специалистами по разнообразным направлениям.
Социально-педагогическое консультирование нацелено на оказание ребенку или его родителям в принятии самостоятельного решения по тому или иному вопросу, формирование способности сделать самостоятельный выбор. Благодаря консультации, человек может понять и осознать наличие у него проблемы, трудностей и определить путь их преодоления.
Социальный педагог применяет разнообразные виды консультирования. Это может быть консультирование:
- Семейное – помогает в разрешении семейных проблем, устранении конфликтов, преодолении трудностей в воспитании.
- Интимно-личностное – помогает устранить недостатки в поведении человека, разрешить личностные проблемы, связанные с социальной адаптацией, построением взаимоотношений, преодоление страхов.
- Педагогическое - помогает повысить педагогическую грамотность родителей, решить их воспитательные проблемы, достичь целевого назначения воспитания и обучения детей.
Организация проведения социально-педагогического консультирования детей группы риска
Консультирование детей и подростков группы риска ориентировано решение актуальных проблем и сложностей в различных направлениях деятельности ребенка, устранение его психологического барьера, страхов.
Проведение такого рода консультаций является важным и сложным процессом. Дети, их проблемы и пути их решения всегда разные. Поэтому решить их по стандартной схеме невозможно. Главное проявлять терпение, тактичность, гибкость и креативность в выборе подходов и методов проведения консультаций.
Любая консультация требует тщательной подготовки и проходит в несколько этапов:
- Выбор места проведения консультаций. Необходимо создать комфортную обстановку, где ребенок будет чувствовать себя хорошо и спокойно.
- Оснащение места проведения консультации нужными средствами, документами, техническим оборудованием.
- Подготовка литературы и иных информационных источников, необходимых для консультации.
- Проведение консультации в оптимальном темпе. Консультация должна проводится в доступной форме для собеседника и ее темп должен отвечать способностям его восприятия информации. Также, специалист должен быть уверенным в себе, чтобы расположить собеседника, дать почувствовать себя более расслабленным, дать возможность довериться консультанту.
- Подведение итогов проведения консультации. Составление истории развития ребенка, выявление его проблем и причин их появления, а также формирование путем оказания помощи.