Дети «группы риска»
Дети «группы риска» - это социально-демографическая группа граждан несовершеннолетнего возраста, чьи особенности психического, физического и социального развития угрожают их нормальному развитию и социальному становлению.
Дети «группы риска» имеют особые потребности в воспитании и обучении. Дети данной группы оказываются наиболее сильно подверженными социальным факторам, воздействующим на их личностное становление и развитие, особенно негативным. Это обусловлено тем, что они проживают в особых условиях, происходят из неблагополучных, социально дезадаптированных семей. Кроме того, отнесение ребенка к группе риска может быть связана с тем, что он имеет отклонения в интеллектуальном, психическом или физическом развитии и потому, сталкивается с проблемы социального восприятия и принятия себя другими членами социальной среды.
Дети «группы риска» делятся на две подгруппы:
- Дети в возрасте до 14 лет.
- Дети в возрасте от 14 до 18 лет.
Каждая возрастная группа имеет свою специфику развития, свои факторы социальной дезадаптации и угрозы.
Отнесение ребенка к «группе риска» осуществляется на основе следующих показателей:
- Наличие каких-то отклонений от нормального развития без ярко выраженной патологии.
- Отсутствие у ребенка родителей, их потеря в силу разнообразных обстоятельств.
- Семья ребенка нуждается в социальной поддержке и защите, оказании материальной, психической и иных видов помощи.
- Развитие у ребенка социально-психологической и педагогической дезадаптации.
- Семья ребенка является многодетной или неполной.
- Наличие у ребенка педагогических проблем. Они могут быть связаны с отсутствием мотивации к обучению, закрытости ребенка, неуспехами в обучении, неуспеваемости по программам в силу особенностей своего умственного развития или темп психофизиологического развития.
Основной особенностью детей, относящихся к «группе риска» считается то, что формально, ребенок считается нормальным и не требует особого отношения и воспитательного подхода т.е. он проживает в семье, обучается в обычной школе, но при этом, есть внешние факторы, которые могут угрожать его нормальному развитию и привести к отрицательным последствиям: уровень жизни ребенка не соответствует нормальному, способствующему его социальному становлению и развитию, нарушаются права и свободы ребенка или реализуются не в полной мере.
Алгоритм выявления семей и детей «группы риска»
Определение семей и детей, имеющих потенциальные угрозы социального становления и развития, имеет важное значение, поскольку позволяет реализовать профилактические мероприятия по работе с несовершеннолетними, предотвратить совершение ими правонарушений, устранить проблемы социальной дезадаптации, сформировать социальное сопровождение семьи.
Работа по выявлению семей и детей, входящих в «группу риска», ведется поэтапно:
Диагностирование. На этом этапе осуществляется сбор и обработка информационных данных о конкретной семье. Для этого, социальный педагог применяет методы наблюдения, беседы, опроса, раздает анкеты родителям и детям, проводит тестирование и ранжирование. Диагностирование проводится регулярно и позволяет своевременно выявить детей «группы риска». Иногда, сигнал может поступить от самого ребенка, его родителей, родственников или кого-то из окружения, свидетельствуя о том, что имеется какая-то проблема, требующая вмешательства специалиста. Диагностическая работа реализуется по следующим направлениям:
- Проведение беседы с педагогами ребенка;
- Проведение беседы с родителями ребенка;
- Ознакомление с особенностями развития ребенка;
- Рассмотрение информации об успеваемости ребенка и наличие проблем с обучением;
- Рассмотрение медицинской документации о состоянии здоровья ребенка;
- Изучение ближайшего окружения ребенка;
- Изучение школьного коллектива и атмосферы в нем;
- Анкетирование родителей по теме семейного воспитания.
Сбор дополнительных данных о социальном статусе, условиях проживания и обучения, материального положения семьи, потенциально относящейся к «группе риска». На этой стадии проводятся дополнительные беседы и опросы, реализуется наблюдение за жизнедеятельностью семьи и ребенка. Кроме того, круг лиц, которые опрашиваются расширяется: социальный педагог может опросить соседей, найти дальних родственников семьи и иных граждан, контактирующих с семьей и ребенком.
Утверждение семьи и ребенка в статусе «группа риска» и разработка системы социального сопровождения. Для этого проводятся дополнительные тестирования, рассматривается документация образовательного учреждения, медицинские карты ребенка, анализируется ситуация конкретной семьи и ее развития. Социальный педагог может просмотреть данные о посещаемости учебных занятий учащимся, данные о дисциплинарных нарушениях и динамику их совершения, социометрические исследования. Также, может быть использована помощь сторонних специалистов: социологов, психологов. Они проводят исследование конкретного ребенка и его родителей и делают свое заключение.
Условия эффективного диагностирования семей и детей «группы риска»
Чтобы своевременно выявить семьи и детей, относящихся к «группе риска», необходимо, чтобы педагоги учебных учреждений обращали внимания на малейшие изменения в поведении ребенка и обращались к специалистам социального сопровождения при малейших проблемах и потенциальных угрозах.
Обращение к специалистам службы социального сопровождения необходимо в случаях:
- Серьезные проблемы с дисциплиной. Если ребенок отказывается выполнять правила, ведет себя вызывающе и агрессивно, то это тревожный сигнал;
- Наличие депрессии. Замкнутость ребенка, его нежелание общаться с коллективом, эмоциональная пассивность свидетельствуют о наличии какой-то проблемы;
- Частые пропуски учебных занятий без уважительных причин;
- Употребление спиртных напитков и наркотических средств, курение;
- Нежелание родителей посещать родительские собрания, прийти на беседу с педагогом, говорит об отсутствии у родителей интереса к жизнедеятельности своего ребенка;
- Кризисная ситуация в семье. Например, развод родителей, смерть одного или обоих родителей и др.;
- Проблемы со здоровьем ребенка.