Социально-педагогическая диагностика — это комплексный процесс, направленный на изучение и исследование многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, на всех его уровнях.
Социально-педагогическую диагностику проводят с использованием специфических методов и средств, основная задача которых заключается в исследовании и диагностики социальной среды и социальных явлений.
Значение социально-педагогической диагностики
Значимость социально-педагогической диагностики заключается в том, что довольно часто дети, имеющие разнообразные проблемы в развитии, «выпадают» из социальной среды, так как не могут полноценной в ней взаимодействовать и существовать в силу ограничений (речи, передвижения, слуха, зрения и т.д.). Именно поэтому очень важно как можно раньше выявить имеющиеся проблемы с развитием или здоровьем, определить природу их возникновения. Все это возможно при использовании надежного диагностического звена, которое обеспечит не только установление проблемы, но и будет способствовать разработке эффективных социально-педагогических программ.
Помимо исследования проблем в развитии, социально-педагогическая диагностика, так же может быть использована для исследования социальной среды, которая является одной из важнейших составляющих процесса организации социально-педагогической деятельности.
В настоящее время методология социально-педагогической диагностики значительно расширена, внедряется большое количество инновационных технологий и приемов, которые возникают под влиянием такой отрасли знаний как социальная педагогика.
Проведение социально-педагогической диагностики является творческим процессом, который требует от исследователя высокого профессионального уровня. Её невозможно свести к какому-то конкретному шаблону. Однако имеется определенная схема организации и проведения социально-педагогической диагностики, которая выступает в качестве исходного базового методического материала.
Этапы и элементы социально-педагогической диагностики
Основные этапы организации социально-педагогической диагностики:
Первый этап – ознакомление с исследуемым объектом или средой, осуществляет сбор необходимой первичной информации, накопление теоретического и практического материала. Данный этап является очень важным для всей последующей диагностической работы.
Элементы, методы и технологии первого этапа:
Эмпатическое слушание – предусматривает выслушивание проблемы, изучение особенностей поведения и общения, с целью получения исчерпывающей информации.
Каждый исследователь, организующий социально-педагогическую диагностику обязан успешно владеть навыками эмпатического слушания, которое должно включать в себя:
- демонстрация того, что проблема действительная интересует слушателя, он пытается понять суть проблемы;
- стараться найти выход из ситуаций совместными усилиями;
- подчеркнутое уважительное отношение к рассказчику;
- установление позитивных и доверительных взаимоотношений между участниками диагностики;
- создание условий для уточнений и подтверждений, получения расширенной информации;
- возможность доверительно обсудить изучаемую проблему (ситуацию) для выработки разнообразных вариантов ее решения.
Анализ услышанного – умение верно анализировать и интерпретировать услышанную информацию. Анализ опирается на ряд принципов:
- соотношение услышанной информации с имеющимся профессиональным практическим опытом;
- систематизировать всю поступающую от рассказчика информацию, выделение главной темы;
- адекватная оценка и анализ услышанного, исследование полученной информации с различных точек зрения.
Для того, чтобы анализ информации был максимально достоверным, в процессе слушания ее необходимо фиксировать. Для фиксации может быть использован диктофон, метод конспектирования и т.п. В том случае, если используется метод конспектирования, то запись следует свести к минимуму, чтобы как можно больше времени уделить непосредственному общению.
Заключающим звеном первого этапа являются обработка и осмысление первичной информации.
Второй этап – общая диагностика, включающая в себя комплекс методов и средств сбора информации.
На данном этапе могут быть использованы следующие методы:
- Наблюдение – направлен на изучение внешнего проявления поведения без активного вмешательства в их деятельность.
- Беседа – получение необходимой информации с помощью вербальной коммуникации, в рамках непринужденного общения.
- Анкетирование – метод массового сбора информации посредством опроса испытуемых.
- Интервью – индивидуальный опрос по заранее составленным вопросам и на конкретную тему.
- Личностный опросник – индивидуальная анкета, которая содержит вопросы, специально разработанные для определенного респондента.
- Мониторинг – процесс отслеживания актуального состояния исследуемой проблемы.
После проведения общей диагностики и обработке полученных в ходе нее результатов, приступают к следующему этапу, который включает в себя специальную диагностику, направленную на углубленное исследование проблемы.
Третий этап – специальная диагностика, направлена на дополнение и углубление результатов, полученных в ходе общей диагностики.
Методы и средства, которые применяются в рамках специальной диагностики, аналогичны методам общей диагностики. Разница заключается лишь в том, что они более конкретизированы в соответствии с исследуемой проблемой и причинами ее возникновения.
Результаты, полученные по итогам общей и специальной диагностик, представляют собой комплексный диагноз, который представляет собой заключение о состоянии исследуемого объекта или явления.
На основании полученного результата осуществляется разработка конкретных проектом или программ, направленных на решение социально значимых проблем.
Таким образом, социально-педагогическая диагностика не является самоцелью, она служит эффективным инструментом для решения социальных проблем.