Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально-педагогическая диагностика

Определение 1

Социально-педагогическая диагностика — это комплексный процесс, направленный на изучение и исследование многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, на всех его уровнях.

Социально-педагогическую диагностику проводят с использованием специфических методов и средств, основная задача которых заключается в исследовании и диагностики социальной среды и социальных явлений.

Значение социально-педагогической диагностики

Значимость социально-педагогической диагностики заключается в том, что довольно часто дети, имеющие разнообразные проблемы в развитии, «выпадают» из социальной среды, так как не могут полноценной в ней взаимодействовать и существовать в силу ограничений (речи, передвижения, слуха, зрения и т.д.). Именно поэтому очень важно как можно раньше выявить имеющиеся проблемы с развитием или здоровьем, определить природу их возникновения. Все это возможно при использовании надежного диагностического звена, которое обеспечит не только установление проблемы, но и будет способствовать разработке эффективных социально-педагогических программ.

Помимо исследования проблем в развитии, социально-педагогическая диагностика, так же может быть использована для исследования социальной среды, которая является одной из важнейших составляющих процесса организации социально-педагогической деятельности.

В настоящее время методология социально-педагогической диагностики значительно расширена, внедряется большое количество инновационных технологий и приемов, которые возникают под влиянием такой отрасли знаний как социальная педагогика.

Проведение социально-педагогической диагностики является творческим процессом, который требует от исследователя высокого профессионального уровня. Её невозможно свести к какому-то конкретному шаблону. Однако имеется определенная схема организации и проведения социально-педагогической диагностики, которая выступает в качестве исходного базового методического материала.

Этапы и элементы социально-педагогической диагностики

Основные этапы организации социально-педагогической диагностики:

Первый этап – ознакомление с исследуемым объектом или средой, осуществляет сбор необходимой первичной информации, накопление теоретического и практического материала. Данный этап является очень важным для всей последующей диагностической работы.

«Социально-педагогическая диагностика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Элементы, методы и технологии первого этапа:

  1. Эмпатическое слушание – предусматривает выслушивание проблемы, изучение особенностей поведения и общения, с целью получения исчерпывающей информации.

    Каждый исследователь, организующий социально-педагогическую диагностику обязан успешно владеть навыками эмпатического слушания, которое должно включать в себя:

    • демонстрация того, что проблема действительная интересует слушателя, он пытается понять суть проблемы;
    • стараться найти выход из ситуаций совместными усилиями;
    • подчеркнутое уважительное отношение к рассказчику;
    • установление позитивных и доверительных взаимоотношений между участниками диагностики;
    • создание условий для уточнений и подтверждений, получения расширенной информации;
    • возможность доверительно обсудить изучаемую проблему (ситуацию) для выработки разнообразных вариантов ее решения.
  2. Анализ услышанного – умение верно анализировать и интерпретировать услышанную информацию. Анализ опирается на ряд принципов:

    • соотношение услышанной информации с имеющимся профессиональным практическим опытом;
    • систематизировать всю поступающую от рассказчика информацию, выделение главной темы;
    • адекватная оценка и анализ услышанного, исследование полученной информации с различных точек зрения.

Для того, чтобы анализ информации был максимально достоверным, в процессе слушания ее необходимо фиксировать. Для фиксации может быть использован диктофон, метод конспектирования и т.п. В том случае, если используется метод конспектирования, то запись следует свести к минимуму, чтобы как можно больше времени уделить непосредственному общению.

Заключающим звеном первого этапа являются обработка и осмысление первичной информации.

Второй этап – общая диагностика, включающая в себя комплекс методов и средств сбора информации.

На данном этапе могут быть использованы следующие методы:

  1. Наблюдение – направлен на изучение внешнего проявления поведения без активного вмешательства в их деятельность.
  2. Беседа – получение необходимой информации с помощью вербальной коммуникации, в рамках непринужденного общения.
  3. Анкетирование – метод массового сбора информации посредством опроса испытуемых.
  4. Интервью – индивидуальный опрос по заранее составленным вопросам и на конкретную тему.
  5. Личностный опросник – индивидуальная анкета, которая содержит вопросы, специально разработанные для определенного респондента.
  6. Мониторинг – процесс отслеживания актуального состояния исследуемой проблемы.

После проведения общей диагностики и обработке полученных в ходе нее результатов, приступают к следующему этапу, который включает в себя специальную диагностику, направленную на углубленное исследование проблемы.

Третий этап – специальная диагностика, направлена на дополнение и углубление результатов, полученных в ходе общей диагностики.

Методы и средства, которые применяются в рамках специальной диагностики, аналогичны методам общей диагностики. Разница заключается лишь в том, что они более конкретизированы в соответствии с исследуемой проблемой и причинами ее возникновения.

Результаты, полученные по итогам общей и специальной диагностик, представляют собой комплексный диагноз, который представляет собой заключение о состоянии исследуемого объекта или явления.

На основании полученного результата осуществляется разработка конкретных проектом или программ, направленных на решение социально значимых проблем.

Замечание 1

Таким образом, социально-педагогическая диагностика не является самоцелью, она служит эффективным инструментом для решения социальных проблем.

Дата последнего обновления статьи: 13.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot