Становление социальной педагогики как науки
Социальная педагогика выделилась как самостоятельная наука из педагогики относительно недавно. В первую очередь это связано с тем, что педагогика как наука оформилась только в 17 веке, после выхода в свет труда Я.А. Коменского «Великая дидактика». Выделение социальной педагогики из педагогики произошло в 20-м веке.
Социальная педагогика – это наука, занимающаяся изучением процесса воспитания и становления личности человека под влиянием разнообразных социальных факторов (среды, влияние окружающих, семьи и т.д.).
В становлении социальной педагогики как науки, выделяют следующие основные этапы:
- Начальный период (до 17 века). Характерен тем, что в этот период происходит осмысление существующей практики воспитания, и формирование социально-педагогической мысли. Возникают различные теории воспитания.
- Второй период (17-19 вв.) – развитие ведущих идей и концепций социального воспитания, становление социальной педагогики как науки. На данном этапе отечественные и зарубежные философы, ученые, педагоги занимаются поиском решений социально-педагогических проблем воспитания. На протяжении всего 19 века идет длительный процесс отделения социальной педагогики от педагогики.
- Третий период (20 в.) – социальная педагогика выделяется в самостоятельную науку и происходит ее активное развитие.
В настоящее время ученые и педагоги мира ведут дискуссии по поводу того, какое место социальная педагогика занимает среди других педагогических наук.
В ряде зарубежных стран, например, в США, студенты вместо социальной педагогики изучают философию образования, а область практической помощи людям относится к социальной работе. В Бельгии в качестве определения социальной педагогики используется термин «ортопедагогика», данное понятие близко к «специальной педагогике» и «социальной педагогике».
Таким образом, в разных зарубежных странах в зависимости от истории развития педагогики как науки, культурных традиций и уровня развития общества наблюдаются отличия в применении термина «социальная педагогика».
Любое общество, вне зависимости от национальности и страны проживания, всегда решало и продолжает решать проблемы развития, воспитания и обучения детей, которые препятствуют их полноценному вступлению в жизнь и включению в общество. В решении указанных проблем, социальная педагогика, имеет большое теоретическое и практическое значение. Большой вклад в ее развитие и становление внесли не только отечественные, но и зарубежные философы, мыслители, педагоги и ученые.
Развитие социальной педагогики за рубежом: основные идеи
Термин «социальная педагогика» был введен за рубежом К. Магером и позднее распространен А. Дистервегом. С момента возникновения данного термина и до настоящих дней существует две основные его трактовки, согласно которым социальная педагогика:
- имеет общее с социальной стороной воспитания;
- представляет собой методы и приемы педагогической помощи в воспитании, в рамках существующих социальных условий.
Несмотря на то, что каждый из подходов различен по своей природе, у них прослеживается общее – это социальный аспект воспитания, в соответствии с его педагогическими задачами.
Социальная педагогика как наука, берет свое начало в 60-х годах, именно в это время ряд ученых начинают рассматривать предпосылки развития и становления человека «в обществе через общество».
Науль Наторп выделяет три основные функции социальной педагогики:
- Первая функция связана с половой жизнью ребенка, раскрывающейся в нем при контакте с ближним окружением и в кругу семьи.
- Вторая функция находится во взаимосвязи с волей, которая формируется в процессе обучения и получении знаний. При этом так же отмечается развитие таких способностей как: моторные, эмоциональные и социальные.
- Третья функция связана с разумом, который раскрывается в общности.
По мнению П. Наторпа, социальная педагогика – это наука в первую очередь для молодых людей, которые находятся на пути своего жизненного развития и становления.
Еще одним немаловажным вкладом в развитие социальной педагогики за рубежом, является вклад А. Дистервега, который в своих трудах старался дать полный ответ на разнообразные социальные вопросы того времени. В частности, он рассматривал и изучал вопросы социальной незащищенности рабочего класса, образования простых людей, проблему беспризорности и т.д.
Г. Ноль видел основную задачу социальной педагогики в том, что она должна предоставлять экстренную помощь ребенку, в том случае, если семья и школа, в силу разнообразных причин, не могут выполнять своих функций. Опираясь на идеи Ноля, за рубежом в 1922 году, принимают первый закон о благотворительной помощи молодежи. По своему содержанию это был первый государственный документ, который регулировал процесс воспитания детей и молодежи вне семьи и учебного заведения.
С этого момента зарубежная социальная педагогика становится «педагогикой экстренных случаев», то есть восполняет роль семьи и учебного заведения в воспитании подрастающего поколения.
В 60-е годы за рубежом окончательно складывается основная позиция социальной педагогики, которая заключается в том, что в детям и молодежи необходима дополнительная сила в лице «социальной педагогики», направленная на их воспитание и полноценную социализацию вне семьи и школы.
Помимо развития социальной педагогики как науки, за рубежом параллельно развивается сфера профессиональной деятельности специалистов в области социальной педагогики. В 1908 году в Германии начата первая подготовка социальных педагогов. С начала 70-х годов осуществляется повсеместная подготовка социальных педагогов с высшим образованием в зарубежных университетах.
За рубежом, наряду с социальной педагогикой, на протяжении 20-го века активно развивается как самостоятельная область знания и практической деятельности социальная работа. Они выполняют в обществе следующие функции:
- воспитательную,
- информационную,
- консультативную,
- поддержки,
- помощи,
- организации,
- защиты и представление интересов клиента.
Однако в их деятельности есть и свои отличия. Главное из них заключается в том, что традиционными адресатами социальной педагогики являются дети и молодежь; она концентрирует свое внимание на помощи в воспитании и образовании.