Социализация – это процесс постижения личностью социальных норм и усвоения опыта социального поведения, общения и взаимодействия для включения в социальное пространство.
Социализация является направлением личностного развития. Она реализуется с момента попадания ребенка в социальную среду, где он постигает основы ее функционирования.
Социализация личности выступает одним из приоритетных направлений деятельности летнего оздоровительного лагеря. Воспитатели лагерей организуют деятельность воспитанников, распределяя между ними социальные роли и обучая их правилам поведения, в соответствии с ролью. В ходе коллективной деятельности и коллективного взаимодействия происходит развитие каждой отдельной личности и реализуется процесс ее социального становления.
Условия социализации младших школьников в детских оздоровительных лагерях
Детский оздоровительный лагерь – это организованное место временного пребывания детей в период каникул для их оздоровления и развития, освоения разных видов деятельности и продуктивного занятия досуга.
Летние лагеря выступают пространством общения и социального взаимодействия учащихся.
Младшие школьники отправляются в такие лагеря в период летних каникул. Это ориентировано не только на обеспечение присмотра за ними пока родители на работе, но и на освоение различных видов творческой деятельности, участие в спортивных мероприятиях, развитие навыков самостоятельности и основ коллективного взаимодействия, а также развитие организаторских способностей и проявление лидерских качеств.
Организация детских оздоровительных лагерей играет важную роль в социальном развитии подрастающего поколения. В младшем школьном возрасте влияние лагеря на социальное становление личности учащегося обусловлено следующими параметрами:
- Любой вид деятельности в свободное от учебы время воспринимается ребенком, как увлекательное мероприятие, которое мотивирует к познанию и развитию;
- Пребывание в летнем лагере носит добровольный характер, а значит, и все социальные связи и отношения носят добровольный характер;
- Возможности проявления младшими школьниками социальной активности и самовыражения в социальном пространстве;
- Установление доверительных отношений со взрослыми и сверстниками;
- Вариативность видов деятельности и быстрая их смена в течение дня.
В воспитательном процессе летнего лагеря реализуется деятельность младших школьников, формируется сфера их общения, что создает условия для их самопознания и саморазвития. Все это является областями процесса социализации.
Организация воспитательного процесса детского оздоровительного лагеря, в направлении социального развития личности воспитанников, опирается на соблюдение следующих условий:
- Организация педагогом коллективной творческой деятельности воспитанников, ориентированной на раскрытие творческого потенциала каждого участника этой деятельности и развитие у него навыков самостоятельности.
- Создание в воспитательном процессе лагеря ситуаций выбора. Предполагается предоставление младшим школьникам вариативных видов деятельности, самостоятельной организации конкретных мероприятий, выбор других участников деятельности для совместной работы и т.д. В течение дня воспитанники постоянно оказываются в ситуации выбора, постигая способы их разрешения. Так формируется социально значимая позиция личности.
- Мотивация младших школьников к самовоспитанию, самопознанию и саморазвитию. Она осуществляется посредством работы с детьми психологов и использования воспитателем различных методов и форм организации детской деятельности, объединения детей по интересам и их потенциальным возможностям.
Следует отметить, что именно временный характер пребывания воспитанников в летнем лагере оказывает продуктивное воздействие на формирование у детей навыков установления взаимоотношений, выработку стратегии поведения. Этого гораздо труднее достичь в устойчивых коллективах воспитанников. Именно в лагере детям удается найти друзей, а иногда, установить крепкие дружеские связи, которые сохраняются на всю жизнь.
Принципы социализации личности младшего школьника в условиях детского оздоровительного лагеря
В основе социального развития учащихся младших классов, во время их пребывания в детском оздоровительном лагере, положены следующие принципы:
- Принцип активности. Постижение основ социального взаимодействия и усвоения норм поведения реализуется в активной деятельности детей и в ходе организации их практического взаимодействия.
- Принцип деятельности. Организуется совместная деятельность воспитанников, имеющая социально значимый характер и являющаяся увлекательной для них. При этом, она должна быть динамичной, требовать постоянной смены действий воспитанниками и изменения их социальных ролей в ходе коллективного взаимодействия, а также быть наполненной коллективными эмоциональными переживаниями.
- Принцип личностного подхода. Он предполагает учет индивидуальных особенностей развития конкретной личности. Здесь, важно выявить как ребенок чувствует себя в коллективе, как он представлен в нем, как коллектив на него воздействует и как он видит свое место в коллективе и свою социальную роль в нем.
- Принцип диалогического взаимодействия. Он означает организацию деятельности в опоре на построение диалога т.е. реализуется уважительное общение воспитанников и установление между ними диалогового взаимодействия.
Процесс социализации личности младшего школьника в условиях детского оздоровительного лагеря носит двусторонний характер. Ребенок входит в социальное пространство лагеря, постигая основы его функционирования и правила поведения в нем и сам начинает устанавливать социальные связи и отношения в лагере, используя свои личностные свойства и потенциал развития, оказывая воздействие на других воспитанников и ситуации, а следовательно, меняя окружающую действительность.