Роль словесного творчества в жизни ребенка дошкольного возраста
Словотворчество – это самостоятельное создание ребенком новых слов, составляющее одну из наиболее значимых особенностей в речевом развитии детей.
Словотворчество – одна из главных особенностей развития речи детей дошкольного возраста. Реализация индивидуальности ребенка происходит именно в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Особая роль в развитии речи в дошкольном возрасте отведена творчеству.
Словесное творчество – одно из явлений речи детей, заключающееся в том, что в повседневном общении или играх дети могут спонтанно включать в свою речь слова такой структуры, которую не используют в языке окружающие люди, поэтому ребенок не мог ее имитационно усвоить.
Особое место в личностном развитии детей младшего возраста отведено процессу освоения культуры, в связи с чем, развитие словесного творчества ребенка может идти в процессе приобщения детей к различным видам социальной культуры. Безусловно, именно первые годы жизни сензитивные для становления речи.
Конечно, наличие творческой составляющей в речевом становлении ребенка обогащает и социализирует его с самого детства.
Словесное творчество детей представляет собой процесс создания ребенком новых для него слов, которые часто вызывают умиление у взрослых, характерный преимущественно для младших дошкольников. В возрасте 5-6 лет дети уже могут запомнить много основных оборотов речи, используемых взрослыми, потребность в формировании собственных новых слов у них таким образом отпадает. В связи с этим, детское словесное творчество может считаться результатом аналитики, логики и работы памяти.
Словесное творчество детей должно поощряться, а не считаться явлением, оказывающим на ребенка негативное воздействие. Необходимо стимулировать придумывание детьми новых уникальных слов, а также осознанное переосмысление уже знакомых им слов. Словотворчество представляет собой естественный способ освоения лексического богатства родного языка, осмысление разнообразия грамматических форм. При активном словопроизводстве развивается речь и воображение, что говорит о творческом начале в детской личности. При небрежном и невнимательном отношении родителей и взрослых к детской речи, напротив, творческое начало угасает.
Особенности и основные ступени развития словесного творчества детей дошкольников
Важная характеристика детского словесного творчества – ориентация ребенка на языковую систему. Активное использование всех возможностей системы в ситуации полного или почти полного игнорирования нормы – наиболее продуктивный и творческий путь в речевом развитии ребенка. Главное приобретение данного периода – развитие у детей тонкого языкового чутья.
У младших дошкольников есть необходимость назвать своим уникальным словом каждый новый объект. В среднем и старшем дошкольном возрасте на первый план выходит ориентировочная и экспрессивная функция. Ребенок приступает к обыгрыванию слов, созданию нескольких вариантов одного слова.
К возрасту 5-6 лет словесное творчество в детской речи угасает. Это объясняется снижением природного чутья к языку. Отмечено стремление детей говорить также, как говорят взрослые. Связывать угасание детского словесного творчества можно с прочным усвоением грамматических форм и свободным их использованием.
Изначально ребенок использует механизм словесного творчества непроизвольно и неосознанно, а с расширением когнитивно-языкового опыта он постепенно начинает намеренно использовать словесное творчество в разнообразных ситуациях общения.
Словесному творчеству помогает развитие детского художественного творчества, в котором принято выделять три этапа:
- первый этап - педагог организует те жизненные наблюдения, которые оказывают воздействие на детское творчество. Если ребенок должен отразить свои впечатления в сказке или рассказе, то он должен научиться образно видеть окружающее, то есть восприятие должно иметь эстетическую окраску;
- второй этап – процесс непосредственного детского творчества – напрямую связан с возникновение замысла и поиском художественных средств. Чтобы ребенок мог непринужденно и свободно выражать себя в творчестве, ему необходимо иметь простейшие художественные средства. Педагог должен ему в этом помочь;
- третий этап – завершение, на котором должна быть создана новая продукция. На этом этапе ребенок интересуется качество продукта своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие в своем стремлении придать ему завершенность. Переживания ребенка становятся более полными, когда он осознает, что его работа интересна не только ему самому, но и окружающим людям. В связи с этим анализ детской продукции, проводимый педагогом, так важен.
Основанием творческого рассказывания служит переработка и комбинирование представлений, в которых отражена реальная действительность, а на этой основе создаются новые образы, действия, ситуации, которые ранее не имели места в непосредственном процессе восприятия. Единственный источник комбинированной деятельности воображения – окружающий мир. В связи с этим творческая деятельность напрямую зависит от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, которые предоставляют материал для фантазии.
Речевое развитие состоит из:
- владения речью в качестве средства общения и культуры,
- обогащения активного словаря,
- развития связной, грамматически правильно диалогической и монологической речи,
- развития речевого творчества,
- развития звуковой и интонационной культуры речи,
- знакомства с книжной культурой, детской литературой,
- понимания текстов разных жанров детской литературы.
Одно из основных условий успеха детей в творческой деятельности – непрерывное обогащение детского опыта впечатлениями из жизни. Такая работа может быть разного характера в зависимости от конкретного задания – экскурсия, наблюдение за трудом взрослым, рассматривание картин или альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.