Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования

Лего-конструирование – универсальная развивающая методика

Определение 1

Лего-конструирование – это универсальная методика, позволяющая ускорить интеллектуальное, речевое, эмоциональное, физическое развитие ребенка.

Лего является прекрасным средством развития творческого мышления старших дошкольников.

Лего-технология. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Лего-технология. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Опыт по развитию творческого мышления ребенка с помощью разнообразных видов детской деятельности широко представлен в современной практической педагогике. Специалисты считают, что среди этих видов деятельности очень эффективным является конструирование, которое относится к базовым видам.

Основные мыслительные процессы ребенка-дошкольника развиваются в процессе использования «Лего», обладающего большими возможностями для его развития.

Концерн Лего был основан в 1932 г в Биллунде и является датским брендом. В переводе на русский язык «лего» означает «хорошо играть, играть с удовольствием». Главную идею Лего отражает девиз, который в переводе с латыни звучит как: «Я собрал!».

Достоинствами Лего являются технические характеристики, многофункциональность, эстетичный внешний вид, что дает возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность.

Лего-конструкторы успешно применяются в дошкольном образовательном процессе, так, например, для дошкольников можно рекомендовать несколько Лего-конструкторов:

  • Серия Лего-Дупло для детей от 2 до 6 лет, где каждый набор учитывает возраст, цвет, размеры деталей, их количество и тематическую направленность;
  • Серия Лего-Даста, со стандартными строительными блоками для детей 4-х лет, а для старших дошкольников есть усложненная версия этого конструктора;
  • Лего с элементами программирования ВеДо, который знакомит дошкольников с элементарными креплениями деталей, движущихся при помощи специальной программы, составленной на ПК.
«Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Практическая значимость Лего основана на использовании схем, с помощью которых дети учатся строить, и играет большую роль для развития мышления дошкольников. Дошкольники решают понятные и интересные задачи, используя эти конструкторы. Играя, дети приобретают необходимые знания, умения, навыки. В игре с конструктором дошкольники развивают мышление, включая умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать. У них развивается концентрация внимания, мелкая моторика рук, умение работать по схеме и образцу.

Играя с конструктором, ребенок приобретает способность видеть способы создания образов, развивает пространственное воображение, целенаправленность своих действий. Активно включаясь в игру, он создает основу для формирования учебных навыков.

Лего – средство развития мышления старших дошкольников

В психическом развитии ребенка особую роль играет старший дошкольный возраст, когда происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения.У ребенка формируется устойчивая структура мотивов, идет зарождение новых социальных потребностей, усваивается система социальных ценностей, правил поведения в обществе, моральных норм.

Особенностью детского мышления этого возраста является то, что большой объем информации ребенок легко усваивает, когда получает знания в виде действий с моделями. Конструирование предметов из деталей Лего, считает Л.А. Парамонова, является средством умственного развития дошкольников.

Если в раннем возрасте конструирование является для ребенка игрой, то в старшем дошкольном возрасте оно становится стимулом для развития сюжета игры, а иногда даже носит сюжетный характер. С помощью Лего можно активно устанавливать познавательные задачи, строить предположения о причинах деятельности и её итогах, применять эксперимент, рассуждения и, таким образом, совершать маленькие открытия.

Со старшими дошкольниками можно использовать несколько технологий для эффективного совершенствования творческих и познавательных способностей. К таким технологиям относятся Лего-конструирование, мини-технологии «Лего-сказка», « Лего-мультфильм», технология «Игра-фантазирование» с постройками из Лего-конструкторов.

С создания ребенком чего-то нового начинается настоящее конструирование и, как только он отступает от готового комплекта и инструкций, он становится творцом. Эту свободу детского творчества важно не сдерживать, потому что она формирует творческие способности и развивает творческое мышление, что является основным направлением Лего-конструирования.

Замечание 1

Работа с конструктором развивает изобретательность, целеустремленность, инициативность, познавательный интерес.

Чтобы использование Лего-конструирования было более эффективным, педагогу необходимо соблюдать условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей дошкольников.

Так, например, Е.В. Фешина, выделяет три таких условия:

  1. создание среды, развивающей навыки конструирования и конструкторские способности;
  2. включение ребенка в различные виды деятельности – образовательную, самостоятельную, сюжетно-ролевую, совместную деятельность;
  3. организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства.

Лего-конструирование, таким образом, вполне обоснованно можно назвать не просто средством развития интеллектуальных способностей ребенка, а многофункциональным образовательным комплексом, позволяющим решить очень важные задачи:

  • обучить созданию нового и полезного;
  • развить конструктивные способности у дошкольников;
  • научить применять модели и схемы и преобразовывать их;
  • привить навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
  • научить идти к конечному результату;
  • развить творческое мышление дошкольников.

Особенности развития мышления старших дошкольников

Мышление как процесс на каждом возрастном этапе имеет некоторые особенности.

Изучая процесс мышления в дошкольном возрасте, многие авторы считают, что мышление необходимо рассматривать во взаимосвязи с умственным развитием дошкольника. Ребенок в старшем дошкольном возрасте учится воспринимать информацию, говорить и думать, начинает овладевать способами взаимодействия с предметами, начинает усваивать некоторые правила и управлять своим поведением. Чтобы хорошо усвоить школьную программу, ребенку важны развитые психические процессы, включая мышление, развитие которого происходит в практической и познавательной деятельности социального происхождения. По мнению А.В. Запорожца, ребенок, овладевший такими способами, быстрее формирует наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление, не имеющих возрастных стадий развития.

Первым у ребенка появляется наглядно-действенное мышление. Переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, которое развивается в старшем дошкольном возрасте, вызывает у специалистов наибольший интерес.

Словесно-логический вид мышления характерен взрослым людям, а у старших дошкольников он только начинает развиваться. Осуществление словесно-логического мышления происходит при взаимодействии логических операций с понятиями без опоры на какой-либо конкретный образ. В дальнейшем ребенок переходит к мысленному оперированию актуальными свойствами, отказываясь от оперирования предметами целиком. Словесно-логическое мышление использует понятия, логические конструкции и функционирует на базе языковых средств.

В структуре словесно-логического мышления формируются и функционируют разные виды обобщений, и ребенок может формировать умение устанавливать связи между явлениями и предметами.

Мышление провоцируется мотивацией – мыслительная деятельность начинается после заданного вопроса, на который необходимо дать ответ.

С появлением новой цели, проблемы, новых условий для деятельности у ребенка возникает и развивается мышление. Проблемная ситуация формирует задачу, которую ребенку необходимо решить.

Все виды мышления сосуществуют и в одной и той же деятельности могут быть все представлены, но, в зависимости от целей, доминировать будет какой-то один вид мышления.

Все виды мышления дополняют друг друга. Зная процесс перестройки мышления, им можно управлять с учетом особенностей психического развития ребенка. Если ребенок не хочет или не умеет, то заставить его логически мыслить нельзя. Ребенку надо помочь этому научиться.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot