Нарушения в соматическом развитии ребенка, их систематика и статистика
Понятие соматического нарушения относится к болезням и явлениям, связанным с телом ребенка (человека).
Соматический (от греч.) – телесный. Соматические нарушения – это различного рода телесные заболевания.
Развитие является основной чертой живой материи, так как именно благодаря ему, осуществляются процессы по увеличению числа и массы клеток, их дифференциация, строение и функция. Процесс развития запрограммирован в клетках ДНК.
Соматическое развитие ребенка – это индивидуальное развитие, которое начинается с момента попадания сперматозоида в яйцеклетку и продолжается на протяжении всей жизнедеятельности.
Таким образом, нарушение соматического развития может быть начато еще до момента рождения, то есть внутриутробно, в силу различных негативных факторов и причин, отрицательно влияющих на организм беременной женщины.
В настоящее время врожденные пороки занимают первое место среди причин нарушений соматического развития ребенка.
Врожденные пороки разнообразны. Принято выделять следующие нарушения соматического развития ребенка, причинами которых являются врожденные пороки:
- Нарушения, связанные с внутриутробной мутацией клеток плода.
- Нарушения, вызванные первичными пороками развития органов и их функций (например, спинномозговая грыжа)
- Нарушения, вызванные вторичными пороками (косолапость).
Таким образом, врожденные пороки оказывают отрицательное влияние на соматическое развитие ребенка. Они могут быть причиной различных аномалий развития отдельных органов и их функций.
Помимо врожденных пороков, соматические нарушения в развитии ребенка могут быть вызваны внешними факторами, такими как травмы (ожоги, ранения и т.п.) и разнообразные заболевания (инфекционные, инвазионные и т.п.).
Признаки и симптомы соматического нарушения зависят от того, что послужило причиной его возникновения, а также от индивидуальных особенностей и свойств организма ребенка.
Соматические нарушения, проявляющиеся в поражении внутренних органов и систем, довольно часто становятся причинами психических расстройств.
Основными условиями соматически обусловленных психозов являются:
- Выраженная клиническая картина соматического нарушения
- Наличие заметной связи между соматическим и психическим развитием
- Раздельное (параллельное) течение соматических и психических нарушений
- Возможное появление и проявление органической симптоматики
Таким образом, необходимо понимать, что организм ребенка является целостным и единым. Понимание функционирования его отдельных частей следует рассматривать в совокупности всей системы.
Понятие и виды нарушений в психическом развитии ребенка
Нарушение психического развития ребенка – это психическое состояние, обусловленное замедлением темпа формирования личности и ее психических функций, а также различными нарушениями умственных и познавательных способностей.
Чаще всего нарушения психического развития проявляются в младенческом и детском возрасте.
Причинами нарушений психического развития могут быть различные травмы и патологии.
Основные причины нарушения психического развития ребенка:
- наследственные патологии головного мозга
- различные хромосомные заболевания
- пороки развития и опухоли головного мозга
- эпилептические синдромы
- патологии, поражения, тяжелые заболевания ЦНС
- гидроцефалия
- разнообразные соматические нарушения
- заболевания и нарушения развития (функционирования) внутренних органов
- педагогическая запущенность.
Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития ребенка являются следующие факторы:
- Наследственные
- Социальные
- Биологические
- Психогенные
Нарушения в психическом развитии детей имеет несколько признаков проявлений, чаще всего это недоразвитие, повреждение личностного развития, отсталость умственного развития, невозможность самоопределения, психопатии и различного рода искажения (например, аутизм).
В целом же нарушения психического развития детей проявляются в отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления личности, несоответствии восприятия и поведения с возрастными нормами.
Чаще всего нарушения психического развития диагностируют в раннем возрасте, и связаны они в основном с мозговой дисфункцией.
Важным в определении нарушения психического развития является учет темперамента ребенка, наличие у него церебральных и соматических патологий.
Выделяют следующие типы нарушений психического развития:
- дизонтогенез: искаженное или замедленное развитие ребенка;
- необратимые психические недоразвития;
- дисгармоничные психические развития;
- асинхрония и ретардация развития;
- умственная отсталость;
- клинические формы: инфантилизм, аутизм, акселерация и т.п.
Своевременно выявленные нарушения психического развития требует немедленного реагирования со стороны родителей и специалистов. В зависимости от вида и типа нарушения с ребенком должны работать логопед, психиатр, дефектолог, психолог и педиатр.
Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.
При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации.
К ним можно отнести:
- психологическая коррекция (занятия с психологом и дефектологом, по восстановлению речи, памяти, познавательной функции и т.д.)
- логопедическая коррекция (работа с логопедом по формированию правильной речи и устранение ее дефектов);
- сенсорные занятия (работа с психологом по восстановлению чувствительности, психологической разгрузки и т.л.);
- лечебная физкультура;
- релаксационные занятия;
- физиотерапия.
Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка.