Художественно-эстетическое развитие – это процесс становления творческой ориентации личности и формирования навыков ориентирования в мире прекрасного.
Данный вид развития формирует эстетическую сторону личности через ее связь с миром искусства. Развиваются навыки восприятия красоты мира, умения видеть прекрасное в обыденном, реализуется знакомство с миром искусства и его разными направлениями и навыки понимания того, что хотел сказать творец.
Художественно-эстетическое развитие реализуется с дошкольного возраста и является важным направлением воспитательной деятельности дошкольной образовательной организации. Педагоги применяются специальные приемы и методы для эстетического развития детей разных возрастных групп, формирование у них художественного вкуса и раскрытия их творческого потенциала.
Составные компоненты работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников
Работа педагога, ориентированная на художественно-эстетическое развитие подрастающего поколения представляет собой системный процесс. Это означает, что в ее состав входит ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, полноценное функционирование которых обеспечивает достижение целей и задач художественно-эстетического воспитания.
В систему воспитательной работы по художественному и эстетическому развитию детей входят следующие компоненты:
- Программы и технологии реализации воспитательной деятельности. Они должны отвечать современному этапу социального развития, социальному заказу и уровню развития воспитанников конкретной группы.
- Создание специальных условий реализации воспитательной деятельности, обеспечивающих художественно-эстетическое развитие воспитанников. Сюда входит и кадровый состав ДОУ, компетентность воспитателей, их мастерство, создание рациональной предметно-развивающей среды и наличие оптимального методического обеспечения воспитательной деятельности.
- Построение образовательного процесса ДОУ. Оно включает в себя работу воспитателя с воспитанниками, а также организацию взаимодействия с родителями по вопросам художественного и эстетического развития детей.
- Координация взаимодействия ДОУ с другими учреждениями и организациями и специалистами. Это могут быть социальные службы, психологи, логопеды и др.
Воспитательная деятельность педагога ДОУ носит целенаправленный характер. Независимо от направления воспитательной работы она реализуется как целостный процесс, охватывающий все стороны личности ребенка и, ориентированный на его гармоничное полноценное развитие.
Рисунок 1. Задачи воспитателя для развития художественно-эстетической деятельности детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Направления работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию дошкольников
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников реализуется в виде интегрированной деятельности, ориентированной на реализацию образовательной программы ДОУ по направлению художественно-эстетического развития детей.
Основными направлениями художественно-эстетического воспитания являются:
- Специально организованная деятельность. Она включает в себя занятия по развитию художественных навыков, творческих направлений деятельности детей через разные виды детской деятельности: экскурсии, игровая деятельность, проектная деятельность и др.
- Организация совместной деятельности воспитателя с дошкольниками. Педагог выступает в роли друга, товарища, который принимает участие в процессе художественного детского творчества, помогая воспитанникам реализовывать свое творческое видение решения различных задач.
- Организация самостоятельно деятельности дошкольников, связанной с углублением художественных навыков деятельности, мотивированием к их полноценной реализации. сюда входит театральное творчество, продуктивная деятельность, организация различных праздников и иных мероприятий.
Если рассматривать художественно-эстетическое воспитание со стороны его реализации в образовательной программе ДОУ, то оно осуществляется по следующим направлениям:
- Музыкальное воспитание и развитие дошкольников.
- Изобразительная деятельность дошкольников.
- Театрализованная деятельность дошкольников.
- Чтение художественной литературы.
- Знакомство с окружающим миром: природными и социальными процессами, их эстетической стороной.
Следует отметить, что реализация педагогом художественно-эстетического воспитания требует использования интегрированного подхода, который помогает в формировании у детей реальной картины мира и его основ и способствует развитию его творческого видения.
Воспитателю необходимо использовать вариативные формы и методы воспитательной деятельности. Это повысит продуктивность эстетического и художественного развития детей. Также, важно, использовать в работе индивидуальный подход к каждому воспитаннику, и тогда уровень художественно-эстетического восприятия детьми окружающего мира будет высоким.
Формирование предметно-развивающей среды в ДОУ как основа художественно-эстетического воспитания дошкольников
Одним из важных компонентов системы работы педагога ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников является создание предметно-развивающей среды. Такая среда должна включать все необходимые компоненты для стимуляции творческой активности дошкольников и воспитания у них эстетического вкуса.
В состав предметно-развивающей среды ДОУ должны входить следующие компоненты:
- Творческие уголки. Они формируются в группах нахождения воспитанников и включают в себя различные материалы и инструменты для художественной детской деятельности.
- Музыкальный зал. Его еще именуют концертным. В нем реализуются различные детские мероприятия: утренники, праздники, выставки конкурсы и т.д. Для этого, зал оборудуются сценой, музыкальной техникой, стульями для зрителей и т.д.
- Методический кабинет. Он имеется в каждом ДОУ и для художественно-эстетического развития детей наполняется литературой декоративно-прикладной направленности, энциклопедиями по искусству и дидактическими материалами по художественному творчеству.
- Мини-музеи. Они организуются, как в группах ДОУ, так и в специально отведенных помещениях и включают в себя предметы народного творчества, лучшие работы воспитанников.
- Выставочные уголки. Они ориентированы на проведение выставок детских работ разных тематик. Они позволяют приблизить детей к творчеству, развить интерес к разным видам искусства.