Понятие и сущность системы оценки образовательных результатов
Система оценки – это совокупность методов и средств, представляющих собой единый процесс, который завершается оценкой. Процесс оценивания может быть экспертный или формализованный.
Понятие системы оценки образовательных результатов очень широко, оно включает в себя не только шкалу оценок, но и, в общем, механизм осуществления контрольно-диагностической связи между педагогом, учащимися (воспитанниками) и родителями, направленной на выявление успешности воспитательно-образовательного процесса.
Компонентами процесса оценки являются:
- Сбор исходной информации о течении процесса воспитания и обучения в динамике.
- Обработка и интерпретация полученных данных, для последующего принятия решения о содержании процесса воспитания и обучения.
- Представление и характеристика полученных результатов оценивания
- Основные задачи системы оценки образовательных результатов:
- Прогнозирование результатов использования методов, средств, технологий и т.д. в воспитательно-образовательном процессе.
- Обеспечение обратной связи.
- Оценка намеченных и полученных результатов обучения.
- Оценка взаимосвязи проводимых методических мероприятий и полученных образовательных результатов.
- Предоставление информации для разработки и внедрения методических подходов к воспитательно-образовательному процессу.
Функции системы оценки образовательных результатов, направленные на достижение поставленных задач:
- Обучающая – предусматривает не просто констатацию уровня имеющихся у учащегося знаний и уровня способности к обучению, но и количество прибавленных и расширенных знаний за определенный промежуток времени.
- Ориентирующая – направлена на воздействие умственной работы учащегося, определение его добросовестного отношения к своим учебным обязанностям.
- Стимулирующая – оказывает воздействие на волевую сферу учащегося путем переживания им успеха или неуспеха в процессе обучения. Способствует формированию притязаний и намерений в образовании.
- Диагностическая – подразумевает непрерывный мониторинг качества получаемых учащимися знаний, выявление уровня знаний на различных этапах обучения, определение возможных причин отклонения от поставленной цели и задач образования, своевременная корректировка воспитательно-образовательного процесса.
- Проверка эффективности образовательной деятельности, осуществляемой педагогом, контроль и оценка качества учебного процесса, используемых педагогом методов и средств работы.
- Формирование у каждого ребенка адекватной самооценки личностного образования, мотивации на учебную деятельность и комфортных межличностных отношений в классе.
Особенности системы оценки в связи с переходом на ФГОС
С внедрением в систему образования стандарта ФГОС, были установлены основные виды оценки и контроля образовательных результатов:
- Предварительный (входной). Необходим для того, чтобы установить исходный уровень знаний во вновь сформированном детском коллективе (классе, группе и т.д.). Так же данный вид оценки используется и по отношению ко вновь прибывшим детям, для того чтобы выявить у них базовый уровень знаний.
- Текущий. Осуществляется с целью мониторинга изменения усвоения учебного материала в процессе изучения какой-либо новой темы. Проводится в виде устного опроса, небольших письменных работ и т.п.
- Периодический (рубежный, этапный). Проводится в виде контрольных работ, зачетов, тестирования и т.д. по итогам изучения большого раздела или крупной темы.
- Итоговый. Осуществляется в конце учебного года, изучения курса или дисциплины. Необходим для того, чтобы выявить эффективность учебного процесса и выявления итоговых знаний учащихся. Проводится в виде защиты письменных работ, написания итогового теста, экзаменов и т.п.
Еще одной особенностью системы оценивания в связи с переходом на ФГОС является установление шкалы требований к уровню знаний учащихся. В процессе обучения учащиеся должны не просто приобретать знания, но и уметь их использовать, а именно:
- давать характеристику на основании выделенных существенных признаков;
- находить необходимую информацию используя разные источники, выделять, систематизировать и анализировать полученную информацию;
- проводить связь между теоретическими знаниями и практической деятельностью, уметь применять их в повседневной жизни;
- систематизировать полученные знания, с целью их эффективного использования.
ФГОС содержит чётко установленные требования к системе оценки образовательных результатов:
- изменения в плане понимания учащимися осуществляемой воспитательно-образовательной деятельности;
- совершенствование системы внутреннего и внешнего мониторинга образовательных результатов;
- осуществление комплексного оценивания динамики образовательных результатов;
- введение устойчивого рейтинга оценок, внедрение системы накопления результатов обучения.
Система оценки образовательных результатов очень важна, так как она способствует поддержанию стимулирования к процессу обучения у учащихся, а также обеспечивает совершенствование педагогического процесса со стороны методистов и педагогов образовательной организации.
Проблемы существующей системы оценки образовательных результатов
На сегодняшний день существует ряд проблем, стоящих перед системой оценки образовательных результатов:
- не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности;
- затрудняет индивидуализацию обучения;
- является малоинформативной;
- часто имеет травмирующий характер.