Биография Л. Р. Хаббарда
Лафайет Рональд Хаббард был американским писателем-фантастом, основателем Церкви саентологии, автором книг по дианетике и саентологии и связанного с ними комплекса практик и гипотез, которые его последователи считают религиозными, а ученые осуждают как псевдонаучные.
С 1930 по 1940 Хаббард был писателем и членом «Клуба путешественников- исследователей». Хаббард стал национальной знаменитостью и основал самое быстрорастущее движение в США после того, как его статья «Дианетика: современная наука душевного здоровья» стала бестселлером после публикации в газете «Нью-Йорк таймс» летом 1950 года. Критиками эта работа была осуждена за псевдонаучность, а в 1994 году ей даже дали Шнобелевскую премию. Но при всем этом учение Хаббарда приобрело массу восторженных сторонников.
Хаббард продолжал развивать дианетику и после 1950 года, и занялся изучением воспоминаний из прошлых жизней. Постепенно он начал рассматривать свое учение не в качестве научного, а в виде религиозного. В итоге в 1954 году он основал Церковь саентологии. Хаббард пробыл ее лидером до конца своей жизни.
Хаббарда занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самого публикуемого автора (1084 опубликованных работ), а также самого переводимого автора. Его работы представлены материалами по саентологии, а также художественной литературой – более 220 рассказов и повестей, 20 романов, а также стихотворения, пьесы, сценарии фильмов.
Литературное наследие Хаббарда, как и вся его жизнь и деятельность, вызывают противоречивые оценки уже на протяжении многих лет – от обвинений в шарлатанстве, в том числе и со стороны критиков дианетики и саентологии, до восхвалений со стороны последователей основанных на идеях Хаббарда организаций.
Основы дианетики
По словам самого Хаббарда, главным принципом дианетики, как современной науки о разуме, и всего существования человека, является идея выживания. Но эта идея представлена не только голым стремлением к обеспечению минимального уровня жизни, но и тягой к саморазвитию и успеху.
Всего, в соответствии с учением дианетики, принцип выживания обладает четырьмя стимулами или динамиками:
- стремиться к личному успеху;
- стремиться родить и воспитать детей;
- потребность быть частью группы;
- необходимость чувствовать себя частью всего человечества.
Каждый из этих стимулов является источником удовольствий, зачастую приводящих к отрицательным последствиям. В соответствии с Хаббардом, все проблемы человечества, к которым относят обиды, агрессию, даже войны, возникли в связи с эгоистичной погоней людей за названными выше динамиками.
Хаббардом была создана собственная модель разума, который он разделял на две его главные составляющие: аналитическую и реактивную.
Аналитическая, в соответствии с дианетическим учением, несет ответственность за рациональное мышление и содержит только полезный для человека опыт. Реактивная же часть разума состоит только из негативных воспоминания, например, касающихся детских травм и волнений матери перед родами. Такие чувства, в соответствии с дианегикой, мозг человека забыть не может. Более того, они несут крайне негативные последствия – снижают человеческий интеллект, лишают позитивные эмоции, могут вызывать страхи, болезни и боли.
Большая часть болезней, как физических, так и душевных, сторонниками дианетики объясняются причинами психосоматических категорий – инграммами.
Инграммы – это отрицательные образы прошлого, которые хранит в себе человеческий разум.
Сам термин «инграмма» появился в биологии в качестве обозначения специфического впечатления, полученного в зародышевом состоянии и зафиксированного мозгом. Однако позже научное сообщество отказалось от использования данного термина.
В соответствии с учением Хаббарда, инграмма – это отрицательные эмоции, иррациональные страхи и болезненные воспоминания, хранящиеся в реактивном уме и мешающие нормальной работе психики и целостного организма.
Так, последователями дианетики выдвинута мысль о том, что инграммы являются одной из основных причин сердечно-сосудистых заболеваний, воспалений суставов, астмы, аллергий, простуд, диабета и рака.
Хаббард утверждал, что пережив много раз травмирующий опыт прошлого, человек может стать к нему невосприимчивым. Иными словами, прекратится любое негативное воздействие эффекта инграмм и человек сумеет излечиться практически от любой болезни и даже станет бессмертным.
Состояние человека, сумевшего избавиться от всех своих болезней и блоков, Хаббард назвал чистотой, или клиром. Средство достижения такого дианетического исцеления он видел в одитинге – общении терапевта (одитор) и пациента (преклир). Первый стремится помочь второму несколько раз пропустить сквозь себя свое негативное прошлое. В процессе этого преклир может даже вспомнить все то, что происходило с ним, вплоть до момента собственного зачатия.