Сущностная характеристика системы образования в России
Система образования в Российской Федерации – это комплекс образовательных программ, которые регламентированы государственными стандартами образования, а также реализующих их образовательных систем, состоящих из независимых образовательных учреждений, подчиненных управляющим и контролирующим органам.
Особенности функционирования Российской системы образования обусловлены тем, что она представляет собой совокупность четырех сотрудничающих между собой структур.
Структура первая. Федеральные стандарты и образовательные требования, определяющие важную информацию основу учебных программ.
В настоящее время в России реализуется два основных вида программ – это общеобразовательные программы и специализированные (профессиональные) программы. Каждый вид программ включает в себя основные и дополнительные.
Система образования в России, предусматривает несколько форм обучения:
- В рамках образовательного учреждения (заочная, очная, очно-заочная (вечерняя).
- Внутрисемейная форма обучения.
- Система самообразования.
- Экстернат.
Все указанные формы могут применяться как по отдельности, так и в сочетании.
Структура вторая. Научные и образовательные институты – осуществляют деятельность, направленную на реализацию образовательных программ.
Научные и образовательные институты представлены различными видами образовательных учреждений.
Образовательное учреждение – это определенная структура, которая занимается реализация образовательного процесса по одной или нескольким учебным программам.
Помимо обучения, образовательные учреждения занимаются вопросами воспитания и развития учащихся.
Система образования России, представлена следующей схемой:
- Первая ступень – дошкольное образование, включает в себя ясли, детские сады, детские центра развития и прогимназии.
- Вторая ступень – школьное образование, представленное образовательными учреждениями (школа, лицей, гимназия и т.д.), которые занимаются реализацией учебных программ начального, основного и среднего образования.
- Третья ступень – это среднее профессиональное (специальное) образование (техникумы, училища, колледжи, лицеи).
- Четвертая ступень – это высшее образование (институты, университеты, академии).
- Пятая ступень – представлена послевузовским образованием (докторантура, аспирантура, ординатура).
Все образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными или частными.
Структура третья. Органы, которые осуществляют контрольные и управленческие функции.
Структура четвертая. Объединения общественных групп, юридических лиц и общественно-государственных организации, которые осуществляют свою деятельность в системе образования России.
Структура и компоненты системы образования России
Основным звеном системы образования России являются образовательные учреждения, которые осуществляют воспитательно-образовательную деятельность по специально разработанным учебным планам, стандартам и правилам.
Достаточно сложно представить систему образования России кратко, так как она весьма обширна и включает в себя разнообразные составляющие. Однако все вместе они представляют собой комплекс, призванный обеспечить качественное образование на каждой образовательной ступени.
В систему образования входят государственные и частные образовательные учреждения, все они образуют собой единую российскую систему непрерывного образования.
Компонентами системы образования являются разнообразные программы, являющиеся целостными документами, разработанными с учетом:
- ФГОС – является основой более 70% российских образовательных программ. ФГОС включает в себя основные требования, которые обязательны для соблюдения всеми образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
- Национальные и региональные запросы – включают в себя национальные и региональные особенности обучения и воспитания подрастающего поколения, учет данных особенностей при составлении и разработке учебной программы.
Основным документом, регулирующим образовательную деятельность в России, является Закон «Об образовании в РФ», который был принят в 2012 году. В данном законе изложены основные положения по организации и реализации образовательного процесса, а также регламентировано его финансирование. Так как в настоящее время система образования находится на стадии совершенствования и активного реформирования, в стране периодически появляются новые приказы и указы, перечень нормативно-правовых актов пополняется и расширяется.
Управление образовательной системой России
Верхнюю ступень управления образовательной системы занимает Министерство образования и науки, которые занимается выработкой доктрины учебной сферы, а также составление нормативно-правовой документации.
Вторую ступень занимают различные федеральные агентства, а также исполнители муниципального уровня. Все они занимаются управлением и контролем за реализацией вышедших образовательных актов.
Вне зависимости от уровня, каждая управленческая организация или орган имеют четко прописанные полномочия.
Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:
- Принцип демократического и гуманистического подходов в управлении.
- Принцип целостности и систематичности.
- Принцип полноты и правдивости сведений.
Для того, чтобы система управления была последовательной и скоординированной, в стране разработана система органов управления, состоящая из следующих уровне:
- Центральный
- Вневедомственный
- Республиканский
- Автономно-областной
- Автономно-окружной
Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.