Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система образования в России

Сущностная характеристика системы образования в России

Определение 1

Система образования в Российской Федерации – это комплекс образовательных программ, которые регламентированы государственными стандартами образования, а также реализующих их образовательных систем, состоящих из независимых образовательных учреждений, подчиненных управляющим и контролирующим органам.

Особенности функционирования Российской системы образования обусловлены тем, что она представляет собой совокупность четырех сотрудничающих между собой структур.

Структура первая. Федеральные стандарты и образовательные требования, определяющие важную информацию основу учебных программ.

В настоящее время в России реализуется два основных вида программ – это общеобразовательные программы и специализированные (профессиональные) программы. Каждый вид программ включает в себя основные и дополнительные.

Система образования в России, предусматривает несколько форм обучения:

  1. В рамках образовательного учреждения (заочная, очная, очно-заочная (вечерняя).
  2. Внутрисемейная форма обучения.
  3. Система самообразования.
  4. Экстернат.

Все указанные формы могут применяться как по отдельности, так и в сочетании.

Структура вторая. Научные и образовательные институты – осуществляют деятельность, направленную на реализацию образовательных программ.

Научные и образовательные институты представлены различными видами образовательных учреждений.

Определение 2

Образовательное учреждение – это определенная структура, которая занимается реализация образовательного процесса по одной или нескольким учебным программам.

Помимо обучения, образовательные учреждения занимаются вопросами воспитания и развития учащихся.

Система образования России, представлена следующей схемой:

  • Первая ступеньдошкольное образование, включает в себя ясли, детские сады, детские центра развития и прогимназии.
  • Вторая ступень – школьное образование, представленное образовательными учреждениями (школа, лицей, гимназия и т.д.), которые занимаются реализацией учебных программ начального, основного и среднего образования.
  • Третья ступень – это среднее профессиональное (специальное) образование (техникумы, училища, колледжи, лицеи).
  • Четвертая ступень – это высшее образование (институты, университеты, академии).
  • Пятая ступень – представлена послевузовским образованием (докторантура, аспирантура, ординатура).
«Система образования в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Все образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными или частными.

Структура третья. Органы, которые осуществляют контрольные и управленческие функции.

Структура четвертая. Объединения общественных групп, юридических лиц и общественно-государственных организации, которые осуществляют свою деятельность в системе образования России.

Структура и компоненты системы образования России

Основным звеном системы образования России являются образовательные учреждения, которые осуществляют воспитательно-образовательную деятельность по специально разработанным учебным планам, стандартам и правилам.

Замечание 1

Достаточно сложно представить систему образования России кратко, так как она весьма обширна и включает в себя разнообразные составляющие. Однако все вместе они представляют собой комплекс, призванный обеспечить качественное образование на каждой образовательной ступени.

В систему образования входят государственные и частные образовательные учреждения, все они образуют собой единую российскую систему непрерывного образования.

Компонентами системы образования являются разнообразные программы, являющиеся целостными документами, разработанными с учетом:

  1. ФГОС – является основой более 70% российских образовательных программ. ФГОС включает в себя основные требования, которые обязательны для соблюдения всеми образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
  2. Национальные и региональные запросы – включают в себя национальные и региональные особенности обучения и воспитания подрастающего поколения, учет данных особенностей при составлении и разработке учебной программы.

Основным документом, регулирующим образовательную деятельность в России, является Закон «Об образовании в РФ», который был принят в 2012 году. В данном законе изложены основные положения по организации и реализации образовательного процесса, а также регламентировано его финансирование. Так как в настоящее время система образования находится на стадии совершенствования и активного реформирования, в стране периодически появляются новые приказы и указы, перечень нормативно-правовых актов пополняется и расширяется.

Управление образовательной системой России

Верхнюю ступень управления образовательной системы занимает Министерство образования и науки, которые занимается выработкой доктрины учебной сферы, а также составление нормативно-правовой документации.

Вторую ступень занимают различные федеральные агентства, а также исполнители муниципального уровня. Все они занимаются управлением и контролем за реализацией вышедших образовательных актов.

Вне зависимости от уровня, каждая управленческая организация или орган имеют четко прописанные полномочия.

Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:

  • Принцип демократического и гуманистического подходов в управлении.
  • Принцип целостности и систематичности.
  • Принцип полноты и правдивости сведений.

Для того, чтобы система управления была последовательной и скоординированной, в стране разработана система органов управления, состоящая из следующих уровне:

  1. Центральный
  2. Вневедомственный
  3. Республиканский
  4. Автономно-областной
  5. Автономно-окружной
Замечание 2

Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.

Дата последнего обновления статьи: 28.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot