Сущность экологического воспитания
Природа имеет большое значение в воспитании ребенка и формировании его личности. В настоящее время одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед педагогами, является проблема экологического воспитания. Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представление об окружающем мире и его значении в жизни каждого человека, важно научить ребенка беречь красоту и уникальность природы. Через любовь и уважительное отношение к природе у ребенка формируется бережно отношение к собственному здоровью, развивается и укрепляется стремление к ЗОЖ.
Начальным звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство.
Основная цель экологического воспитания – это формирование фундаментальных экологических знаний, воспитание милосердия, любви и бережного отношения к окружающей природе.
Перед педагогом стоит задача, научить детей тонко чувствовать, видеть и понимать загадочный мир природы, его многообразие и многогранность. Ребенок должен осознать, что он и природа находятся во взаимосвязи, так как каждый человек – это её частица.
Экологическое воспитание по своему содержанию является частью нравственного воспитания, поэтому в общем оно включает в себя единство экологического поведения и сознания, в гармонии с природой.
Экологическое воспитание детей осуществляется в непосредственном ознакомлении с окружающим миром. Сформированные во время занятий представления постепенно переходят в убеждения и формируют у детей экологическое сознание.
Большое значение имеет становление экологического поведения, которое складывается из отдельных поступков и отношения ребенка к конкретным действиям.
Таким образом, экологическое воспитания – это важная составляющая часть педагогического процесса, реализуемого в образовательных организациях.
Система экологического воспитания представлена формами, методами и средствами, которые использует педагог в работе с детьми.
Методы, формы и средства экологического воспитания зависят от возрастных, психологических, физиологических и индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка.
Ведущей формой экологического воспитания является занятие в ДОО. В качестве методов используются беседы, проекты, опыты, эксперименты, экскурсии, праздники и т.п.
Методы и формы могут быть использованы педагогом по отдельности, а могут и в комплексе.
Формы экологического воспитания
Занятия (уроки) – основная и самая распространенная форма экологического воспитания детей. Основным предметом, направленным на изучение природы является окружающий мир. В процессе изучения окружающего мира дети знакомятся в природой, ее основными законами, с живой и неживой природой. Содержание занятия строится в соответствии с возрастными возможностями и потребностями детей.
Выделяют следующие типы занятий:
- Первично-ознакомительное занятие – педагоги знакомят детей с видами животных, птиц, рыб и т.д., условиями их жизни, природными явлениями, формируют основные понятия об окружающей среде. Например: Занятие экологического воспитания: «Мы и окружающий мир».
- Обобщающее занятие – направлены на формирование представлений о предметах и явлениях окружающей среде, при этом выделяются их общие признаки. Например: Занятия экологического воспитания: «Берегите дети все, что есть на свете!», «Вода – это жизнь!».
- Углубленное познавательное занятие – основано на полученных ранее экологических знаниях, направлены на углубленное изучение и применение знаний на практике. Например: Занятия «Экология нашего дома», «Радиация и здоровье».
Экологические праздники – относятся к свободной деятельности, могут быть приурочены к конкретным праздникам, а могут быть организованы в качестве досуга детей. Правильно организованный праздник вызывает у детей не только положительный отклик, но способствует эффективному усвоению материала. Например: «Лесной праздник» (познавательно – игровая экологическая программа), «Бал цветов» (экологическая игровая программа)
Экскурсии – проводятся начиная со средней группы ДОО, целесообразнее закончить в средних классах. Способствуют тому, что дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей среды в их естественной среде. Экскурсии требуют предварительной и тщательной подготовки. Например: «На веселой на полянке», «Городской парк».
Труд – данная форма детской деятельности как никакая другая эффективно сочетается с охраной окружающей среды. Организуется в виде ухода за растениями на участке, живым уголком и т.д.
Городские конкурсы и олимпиады – проводятся как в рамках детского сада, так и за его пределами на уровне города, района и т.д. Осуществляются в виде викторин, смотров, олимпиад и т.д. – побуждают детей к активной экологической деятельности. Например: Дети старшей группы принимают активное участие в акциях «Помоги птицам», «Изготовь кормушки», «Спаси город от бытового мусора», «Поделки из ПЭТ-бутылок», «Помоги! На корм для животных».
Работа с родителями – направлена на установление эффективного взаимодействия учебного заведения и семьи, с целью достижения высокого воспитания в области экологии.
Методы и приемы экологического воспитания
Методы и приемы экологического воспитания:
Наглядные методы:
- Наблюдение – проводится чаще всего во время экскурсии или прогулки, дети вместе с педагогом наблюдают за предметами и явлениями природы, является одним из наиболее эффективных методов;
- Иллюстративно-наглядный материал – представлен книгами, иллюстрациями, презентациями, фильмами и т.д.
Практические методы:
- Моделирование – в ДОО применяется редко, если используется, то среди детей подготовительной к школе группе, чаще используется для детей начальных и средних классов, представляет собой замещение реальных природных объектами схемами, знаками, фигурами или изображениями;
- Опыт и экспериментирование – представляет собой наблюдение за изучаемым предметом в специально созданных для этого условиях, ход опыта продуман и имеет конкретную цель;
- Экологические игры – это дидактические, настольные, подвижные или словесные игры, направленные на изучение и усвоение нового учебного материала. Например: Экологические игры на занятиях: «Экопирамида», «Зелёная тропинка», «Растения нашего края» и т.д.
Словесные методы:
- Беседа всегда предшествует любой игре, эксперименту, наблюдению. Беседа сопровождает любой другой метод. Например: Беседа-диалог «Как относятся к деревьям разные народы»
- Чтение художественной литературы - это может быть, как специальная экологическая литература, рекомендованная учебной программой, так и произведения писателей-классиков. Например: Веселая пантомима «Лесная Сказка-королева»