Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система экологического воспитания с примерами

Сущность экологического воспитания

Природа имеет большое значение в воспитании ребенка и формировании его личности. В настоящее время одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед педагогами, является проблема экологического воспитания. Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представление об окружающем мире и его значении в жизни каждого человека, важно научить ребенка беречь красоту и уникальность природы. Через любовь и уважительное отношение к природе у ребенка формируется бережно отношение к собственному здоровью, развивается и укрепляется стремление к ЗОЖ.

Начальным звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство.

Замечание 1

Основная цель экологического воспитания – это формирование фундаментальных экологических знаний, воспитание милосердия, любви и бережного отношения к окружающей природе.

Перед педагогом стоит задача, научить детей тонко чувствовать, видеть и понимать загадочный мир природы, его многообразие и многогранность. Ребенок должен осознать, что он и природа находятся во взаимосвязи, так как каждый человек – это её частица.

Экологическое воспитание по своему содержанию является частью нравственного воспитания, поэтому в общем оно включает в себя единство экологического поведения и сознания, в гармонии с природой.

Экологическое воспитание детей осуществляется в непосредственном ознакомлении с окружающим миром. Сформированные во время занятий представления постепенно переходят в убеждения и формируют у детей экологическое сознание.

Большое значение имеет становление экологического поведения, которое складывается из отдельных поступков и отношения ребенка к конкретным действиям.

Замечание 2

Таким образом, экологическое воспитания – это важная составляющая часть педагогического процесса, реализуемого в образовательных организациях.

«Система экологического воспитания с примерами» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Система экологического воспитания представлена формами, методами и средствами, которые использует педагог в работе с детьми.

Методы, формы и средства экологического воспитания зависят от возрастных, психологических, физиологических и индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка.

Ведущей формой экологического воспитания является занятие в ДОО. В качестве методов используются беседы, проекты, опыты, эксперименты, экскурсии, праздники и т.п.

Методы и формы могут быть использованы педагогом по отдельности, а могут и в комплексе.

Формы экологического воспитания

Занятия (уроки) – основная и самая распространенная форма экологического воспитания детей. Основным предметом, направленным на изучение природы является окружающий мир. В процессе изучения окружающего мира дети знакомятся в природой, ее основными законами, с живой и неживой природой. Содержание занятия строится в соответствии с возрастными возможностями и потребностями детей.

Выделяют следующие типы занятий:

  • Первично-ознакомительное занятие – педагоги знакомят детей с видами животных, птиц, рыб и т.д., условиями их жизни, природными явлениями, формируют основные понятия об окружающей среде. Например: Занятие экологического воспитания: «Мы и окружающий мир».
  • Обобщающее занятие – направлены на формирование представлений о предметах и явлениях окружающей среде, при этом выделяются их общие признаки. Например: Занятия экологического воспитания: «Берегите дети все, что есть на свете!», «Вода – это жизнь!».
  • Углубленное познавательное занятие – основано на полученных ранее экологических знаниях, направлены на углубленное изучение и применение знаний на практике. Например: Занятия «Экология нашего дома», «Радиация и здоровье».

Экологические праздники – относятся к свободной деятельности, могут быть приурочены к конкретным праздникам, а могут быть организованы в качестве досуга детей. Правильно организованный праздник вызывает у детей не только положительный отклик, но способствует эффективному усвоению материала. Например: «Лесной праздник» (познавательно – игровая экологическая программа), «Бал цветов» (экологическая игровая программа)

Экскурсии – проводятся начиная со средней группы ДОО, целесообразнее закончить в средних классах. Способствуют тому, что дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей среды в их естественной среде. Экскурсии требуют предварительной и тщательной подготовки. Например: «На веселой на полянке», «Городской парк».

Труд – данная форма детской деятельности как никакая другая эффективно сочетается с охраной окружающей среды. Организуется в виде ухода за растениями на участке, живым уголком и т.д.

Городские конкурсы и олимпиады – проводятся как в рамках детского сада, так и за его пределами на уровне города, района и т.д. Осуществляются в виде викторин, смотров, олимпиад и т.д. – побуждают детей к активной экологической деятельности. Например: Дети старшей группы принимают активное участие в акциях «Помоги птицам», «Изготовь кормушки», «Спаси город от бытового мусора», «Поделки из ПЭТ-бутылок», «Помоги! На корм для животных».

Работа с родителями – направлена на установление эффективного взаимодействия учебного заведения и семьи, с целью достижения высокого воспитания в области экологии.

Методы и приемы экологического воспитания

Методы и приемы экологического воспитания:

  1. Наглядные методы:

    • Наблюдение – проводится чаще всего во время экскурсии или прогулки, дети вместе с педагогом наблюдают за предметами и явлениями природы, является одним из наиболее эффективных методов;
    • Иллюстративно-наглядный материал – представлен книгами, иллюстрациями, презентациями, фильмами и т.д.
  2. Практические методы:

    • Моделирование – в ДОО применяется редко, если используется, то среди детей подготовительной к школе группе, чаще используется для детей начальных и средних классов, представляет собой замещение реальных природных объектами схемами, знаками, фигурами или изображениями;
    • Опыт и экспериментирование – представляет собой наблюдение за изучаемым предметом в специально созданных для этого условиях, ход опыта продуман и имеет конкретную цель;
    • Экологические игры – это дидактические, настольные, подвижные или словесные игры, направленные на изучение и усвоение нового учебного материала. Например: Экологические игры на занятиях: «Экопирамида», «Зелёная тропинка», «Растения нашего края» и т.д.
  3. Словесные методы:

    • Беседа всегда предшествует любой игре, эксперименту, наблюдению. Беседа сопровождает любой другой метод. Например: Беседа-диалог «Как относятся к деревьям разные народы»
    • Чтение художественной литературы - это может быть, как специальная экологическая литература, рекомендованная учебной программой, так и произведения писателей-классиков. Например: Веселая пантомима «Лесная Сказка-королева»
Дата последнего обновления статьи: 19.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot