Характеристика научного познания
Научное познание – это один из видов познавательной деятельности человека, которая направлена на получение им объективных, обоснованных, организованных и систематизированных знаний об окружающем мире.
Научное познание имеет ряд особенностей:
- Наличие только объективных знаний о человеке, природе и современном обществе.
- Системность, непротиворечивость и доказательность представляемых знаний.
- Возможность проверки знаний.
- Постоянное развитие и совершенствование понятийного аппарата (терминологии).
- Использование специальных способов и методов поиска знаний об изучаемом предмете или явлении.
- Обобщение полученных знаний на достаточно высоком уровне.
- Универсальность получаемых знаний и возможность их последующего применения в разнообразных научных отраслях и сферах деятельности.
Принципы научного познания – это исходные положения и правила, на основании которых осуществляется научная деятельность.
Основными принципами научного познания являются:
- Принцип причинности – направлен на установку причинно-следственных связей между процессами, событиями и явлениями, которые изучаются.
- Принцип истинности – все полученные об объекте знания должны полностью соответствовать его содержанию.
- Принцип относительности – любое научное знание является относительным, так как оно ограничивается возможностями науки в конкретный временной период развития общества, науки, техники и разума человека.
Научное познание имеет следующие уровни:
- Эмпирический – направлен на установление очевидных и видимых фактов, в результате описания явлений и предметов. К эмпирическим методам относятся показания определенных научных приборов и чувственное познание.
- Теоретический – направлен на установление фундаментальных знаний, скрытых за внешними признаками предметов, явлений и процессов. Основной метод – рациональное познание.
Уровни научного познания имеют свои конкретные методы (пути познания), направленные на изучение предметов и явлений.
Таким образом, научное познание – это достаточно сложный процесс, который включает в себя разнообразные методы и формы изучения, направленные на получение конкретных и объективных знаний о предметах и явлениях.
Характеристика учебной деятельности
Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, направленный на получение и усвоение ими умений и навыков в различных сферах общественного познания.
Основными методами и средствами усвоения знаний являются – диалоги, дискуссии, беседы, лекции и т.п.
Ведущими сферами общественного сознания, в рамках которых происходит усвоение знаний – это искусство, право, религия, нравственность и т.д.
Учебная деятельность имеет ряд характеристик, присущих только ей:
- Основная функция учебной деятельности – развитие учащихся и сфер их деятельности, посредством организованной и целенаправленной учебной деятельности. В процессе учебной деятельности учащиеся не только получают новые знания, но и овладевают умениями и навыками применения ее в практической деятельности и повседневной жизни, что гарантирует их личностное развитие.
- Основным содержанием учебной деятельности являются общие учебные действия, направленные на решение учебных задач и получение новых знаний и умений. В процессе обучения деятельность учащихся должна быть направлена на овладение данными действиями.
- Особенность учебной деятельности состоит в самостоятельном и сознательном ориентире учащихся на выполнение конкретных учебных действий. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у учащихся потребность в сознательном овладении новыми понятиями и способами действий. Для этого ему необходимо показать учащемуся их значимость не только в учебной деятельности, но в повседневной жизни. Довольно часто для решения указной задачи педагоги стараются не давать ученикам знания в готовом виде, а организуют учебную деятельность, направленную на самостоятельный поиск и усвоение новых знаний, посредством методов исследования, проектов, поиска и т.д.
- Формирование учебной деятельности основано на принципе продуктивного и содержательного обобщения. В данном случае подразумевается, что изучению крупной темы или раздела должно предшествовать ознакомление учащихся с общими понятиями и фактами.
- Одной из основных особенностей учебной деятельности является то, что она носит научно-теоретический характер, направленный на формирование у учащихся мышления.
- Учебная деятельность универсальна, она является основой для овладения рядом иных видов деятельности.
Сравнительная характеристика научного познания и учебной деятельности
Сравнительная характеристика научного познания и учебной деятельности:
Научное познание – индивидуальный процесс, протекающий между тем, кто познает и объектом познания. Не допускается наличие каких-либо посредников.
Учебная деятельность – это совместная деятельность дух субъектов обучения педагога и учащегося. То есть в данном случае, между объектом изучения и субъектом познания имеется посредник в лице педагога, который не только организует процесс, но и руководит им.
Научное познание – это неконтролируемый процесс, за ним невозможно проследить ни «изнутри», ни «со стороны». Довольно часто даже сам человек не в состоянии управлять собственным познанием.
Учебная деятельность – это организованный, целенаправленный и управляемый процесс, который предусматривает получение конкретного образовательного результата.
Научное познание – это стихийный процесс, возникающий иногда внезапно в рамках конкретной ситуации, в которой оказывается субъект.
Учебная деятельность – заранее запланированный процесс, который реализуется в соответствии с планом. Заранее планируется цель, задачи, содержание, методы, формы, средства и результаты обучения.
Научное познание – осуществляется всегда и везде, так как человек постоянно изучает и познает окружающий мир, вне зависимости от места его нахождения.
Учебная деятельность – регламентирована по времени, осуществляется в соответствии с планом и расписанием, в специально оборудованном помещении.