Общая характеристика образовательного пространства школы
Образовательное пространство является важной составляющей в жизни человека и оказывает большое влияние на становление его личности.
Важным моментом является образовательный процесс, который включает в себя деятельность образовательных институтов, таких как:
- общеобразовательные школы (гимназия, лицей, колледж и др.);
- высшие учебные заведения.
Образовательное пространство состоит из двух понятий, первое - образование, второе - пространство. Образование несет в себе педагогическую науку, пространство - это философия, она несет в себе многолетнюю историю осмысления мира и своей роли в нем.
Образование существует столько же, сколько и человечество.
Школа является ключевым ядром образовательного пространства. Это ключевой центр образования. Во-первых, школа представляет собой элемент социального пространства социума, во-вторых, формирует атмосферу для воспитания и развития, для людей, которые в ней находятся (это школьники, родители и педагоги). В-третьих, она представляет собой особый институт, который выполняет определенные государством функции.
Для развития ребенка имеет большое значение наполнение жизненного пространства, в котором он существует, школа наполняет жизнь ребенка человеческим отношением, физическим окружением, информационными факторами, обучением и предоставляет возможность собственной деятельности. Школа дает ребенку не только образование, но, также, социальное и культурное развитие.
Для формирования образовательного пространства важным фактором является взаимодействие каждого из его компонентов. Только при выполнении этого условия возможно успешное решение поставленных задач.
Единое образовательное пространство подразумевает межинституционные связи в социуме, взаимосвязь всех сфер образования и социально-культурной среды, проявляется оно на всех возрастных этапах развития личности и в определенные моменты во всех сферах жизнедеятельности.
Сельская школа
Сельские школы - это совокупность разных видов образовательных учреждений, которые располагаются в сельской местности, с разнообразным наполнением, территориальным расположением, социальным окружением, национальным составом, деятельность которых направлена на образование сельских ребят (базовое, среднее), сельскохозяйственную подготовку школьников и выполнение социально-культурных функций.
Школа на селе является:
- Организатором социальных работ (социально-культурные и социально-педагогические) в открытом пространстве. Целью данных работ является оздоровление сферы обитания детей, преодоление барьера между детьми и родителями, поддержание древней сельской традиции воспитывать, как говорится, «всем миром».
- Основоположником социальной работы с детьми и их родителями, охраны и защиты прав детей, психологической помощи детям со слабым здоровьем, детям из неблагополучных семей и малообеспеченных.
- Базовым профессиональным сельскохозяйственным институтом, подготавливающим ребенка к самостоятельной сельской жизни.
- Основой молодежных и детских сельских кружков. Детские объединения и сообщества в селе, помогают детям в личностном и социальном становлении.
ВУЗ
Образовательное пространство ВУЗа включает в себя успех применения педагогического опыта, многолетних традиций и истории высшего учебного заведения, его климат. Именно поэтому, ВУЗ является уникальным и авторским. Много внимания уделяется проблемам формирования образовательно-воспитательного пространства института, дабы сформировать у студентов правомерное поведение.
Образовательное пространство вуза - это система сложно организационная социально-педагогическая и многоуровневая, основывающаяся на убеждениях древовидности, системности, изменчивости, активности студентов. Важной составляющей образовательного пространства является присущая ему целостность. Целостность - это общее назначение воспитания субъектов образования, общеметодологическая взаимосвязь подходов к воспитанию и объединению воспитательных стараний педагогов.
Основные компоненты образовательного пространства представлены как:
- общение;
- деятельность;
- педагогический микроклимат.
- познание.
Ученые выяснили, что наравне с воспитательными и наследственными факторами, на развитие личности влияет пространственно-деятельностный человеческий элемент. Из этого следует, что развитие положительного правового сознания студентов - это совокупный механизм влияния среды: субъективных факторов и объективных условий, которые действуют на уровне и микросреды, и макросреды и охватывают все жизненные слои общества: экономическую, духовную, общественную и политическую. Не секрет, что в процессе обучения в высшем учебном заведении происходит становление личности субъекта; действие семейного окружения становится меньше, самовоспитание возрастает; увеличивается влияние окружающего мира и студенческого сообщества. Это период не только развития интеллекта студента, но и период образования его мировоззрения и личностных ценностей. В современном мире, вопрос о формировании личности с развитой ценностно-правовой системой является самым главным.
Высшие учебные заведения являются центрами, которые организуют образовательное пространство, где непосредственно осуществляется общее и правовое воспитание студентов. В настоящее время образовательные учреждения сами имеют возможность выбирать и преподавать правовые учебные комплексы для своих студентов. Помимо этого, тенденции современного образования разрешают также и студенту выбирать предмет изучения, исходя из личных жизненных интересов. Знакомство молодежи с правовыми ценностями, благодаря нравственно-образовательному пространству, которое было создано целенаправленно, формирует успешное нравственно-правовое функционирование в экономических и правовых реалиях.