Особенности сенсорного развития детей в среднем дошкольном возрасте
Сенсорное развитие – это формирование у ребенка чувственного восприятия окружающего мира.
Оно реализуется в ходе сенсорного воспитания, т.е. специально организованной деятельности, направленной на формирование навыков различения объектов по формам, цветам, пространственному и временному положению (иными словами, на развитие навыков сенсорного или чувственного восприятия окружающего мира и его объектов).
Сенсорное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Сенсорное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сенсорное развитие дошкольников представляет собой поэтапный процесс, т.е. оно имеет свои особенности на каждом возрастном этапе развития дошкольника.
В среднем дошкольном возрасте, т.е. в 4-5 лет, сенсорное развитие дошкольника характеризуется следующими чертами:
- Развитие ролевых игры. Ребенок начинает брать на себя определенные роли и исполнять их;
- Конкретизация и детализация изобразительного творчества. Ребенок уделяет внимание детям объектов, которые он рисует т.е. он рисует человека с руками и ногами, на лице рисует нос, рот и иные части, на голове - волосы, на теле – одежда;
- Постепенное развитие пространственного восприятия мира т.е. ребенок начинает понимать расположение объектов в пространстве, находить объекты по заданному положению:
- Развитие навыков конструирования;
- Совершенствование моторных функций;
- Развитие координации движений;
- Формирование навыков абстракции. К примеру, ребенок называет форму объекта, на которую он похож или разделяет объекты по какому-то признаку: все большие, все круглые, все желтые;
- Совершенствование пространственного восприятия, проявляющееся в усвоении понятий: «дальше», «ближе», «шире», «внутри», «снаружи», сверху», «снизу»;
- Развитие навыков имитации речи, звуков.
Все эти особенности свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте происходит активное развитие чувственного восприятия дошкольника. Поэтому, необходимо уделить особое внимание воспитанию сенсорных свойств дошкольника в этот период.
Целевое назначение сенсорного воспитания дошкольников 4-5 лет
Сенсорное воспитание детей в возрасте 4-5 лет ориентировано на формирование основ чувственного восприятия окружающей действительности и формирование сенсорных представлений дошкольников. Его актуально осуществлять именно в этот период потому, что он является сензитивным для развития чувственной стороны личности и формирования сенсорных представлений.
Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач сенсорного воспитания детей 4-5 лет. К ним относятся:
- Расширение представлений дошкольников о сенсорном устройстве мира;
- Формирование навыков продуктивного сенсорного восприятия;
- Совершенствование чувственного развития дошкольников через активное применение всех органов чувств;
- Развитие навыков дифференциации объектов по сенсорным признакам;
- Формирование навыков обследования предметов по сенсорным характеристикам;
- Развитие элементарных сенсорных представлений дошкольников.
Достижение данных целей осуществляется посредством различных методов и направлений воспитательной деятельности.
Направления сенсорного воспитания детей 4-5 лет
В среднем дошкольном возрасте сенсорное воспитание реализуется по следующим направлениям:
- Содержательная деятельность. Данная деятельность способствуют сосредоточению внимания ребенка на отдельных объектах и их характеристиках. Ребенок осваивает связь между результатом своего труда и навыков выделения отдельных свойств объекта т.е. он понимает, что если знает форму объекта, пространственное расположение, то может отыскать данный объект среди других и получить его.
- Образовательная деятельность. Сенсорное развитие, формирование сенсорных представлений невозможно без целенаправленного воздействия педагогов. Они используют специальные методики и приемы, которые помогают в продуктивном освоении свойств объектов, тренировки освоенных навыков на практике.
- Руководство взрослого. Оно необходимо для минимизации ошибок дошкольника в освоении сенсорных эталонов и формировании чувственного восприятия. Взрослый помогает ребенку в чувственном исследовании мира, направляет его. При этом, важна роль не только педагога, но и взрослых, находящихся рядом с ребенком: родителей или опекунов.
Методика сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание дошкольников 4-5 лет реализуется на основании следующих форм работы:
- Формирование навыков осуществления перцептивных действий.
- Формирование представлений о сенсорных эталонах.
- Развитие умения использовать сенсорные эталоны на практике.
Знакомство с перцептивными действиями происходит на основании демонстрации взрослого самого действия и того чувственного впечатления, которое оно вызывает. Затем, происходит тренировка самостоятельного определения перцептивного действия детьми и его качества. Как правило, занятия реализуются в игровой форме. Дети учатся выделять отдельные качества объектов, различать их. Для этого, применяется сравнение различных свойств объекта, их сопоставление с противоположными.
Развитие представлений о сенсорных эталонах, в среднем дошкольном возрасте, начинается с формирования навыков разделения объектов или их объединения по конкретным признакам. Например, складываем круглые объекты влево, квадратные – вправо, зеленые листья в зеленую тарелку, а желтые – в желтую.
Чтобы отработать освоенные знания, ребенку предлагаются игровые задания, в которых он определяет качества объектов, их свойства, пространственные отношения, группирует по конкретным признакам, отыскивает среди других.
Для формирования сенсорных эталонов и навыков совершения перцептивных действий применяются следующие виды игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
- Игры на развитие моторных функций;
- Игры и упражнения на закрепление понятий формы объектов и их соотношения с геометрическими фигурами;
- Игры с бросовым материалом:
- Игры и упражнения на закрепления понятия величины;
- Дидактические игры на формирование понимания цвета и определения цветов объектов;
- Игры на отработку навыков слухового восприятия;
- Игры на развитие вкусовых ощущений.