Сценарий школьного праздника: функциональное значение в учебно-воспитательном процессе
Сценарий школьного праздника – это план проведения какого-то торжества в стенах общеобразовательной школы, содержащий стадии реализации определенных действий, совершаемых учащимися и педагогом для того, чтобы торжество было увлекательным, интересным и эмоционально насыщенным.
Проведение школьных праздников способствует умственному, нравственного, коммуникативному, эмоциональному и социальному развитию учащихся. Любой школьный праздник направлен на то, чтобы развить познавательный потенциал учащегося, сформировать у него нравственные свойства и ориентиры деятельности, раскрыть их творческий потенциал и дать возможность проявить свои творческие способности.
Проведение школьного праздника начинается с составления его сценария. Сценарий играет роль творческой лаборатории, в которой учащиеся пробуют свои силы, тренируют навыки использования творчества в конкретных ситуациях и обстоятельствах, экспериментируют и постигают мир творчества и его использования в реальной жизнедеятельности.
На стадии составления сценария праздника происходит применение таких методов обучения, как мозговой штурм. Он помогает учащимся выразить свои идеи по поводу темы праздника, вариантов его реализации и т.д. Это имеет важное воспитательное и развивающее значение, поскольку, дети могут реализовать себя и свои творческие замыслы, побороть свое стеснение в выражении своего мнения по той или иной задумке, проявить инициативу, показать себя и свои способности, взгляды на те или иные аспекты деятельности.
При составлении сценария школьного праздника, задачей педагога является максимизация творческой активности учащихся. В этой связи, он не допускает критики идей, позволяя детям высказать любые, пусть даже, абсурдные идеи организации праздника.
Сценарий школьного праздника нужен для того, чтобы дети могли себе представить, как он будет проходить, и могли рационально распределить временные и иные ресурсы его прохождения.
Проектирование сценария школьного праздника выполняет следующие функции в педагогическом процессе:
- Творческая функция. Посредством проектирования сценариев к праздникам и их организации происходит реализация творческого потенциала учащихся, активизация их талантов и развитие критического мышления.
- Коммуникативная функция. Она связана с коллективным взаимодействием в ходе обсуждения идей по поводу темы праздника и методов его проведения. Учащиеся учатся слушать, принимать чужое мнение и признавать верной иную точку зрения, находить компромиссы и сотрудничать для достижения общей цели.
- Обучающая функция. Дети получают новые знания и навыки деятельности – учатся сочинять сценарии, планировать свою работу, использовать разные направления искусства для реализации своих планов.
- Развивающая функция. Проектирование сценария, как творческая работа, способствует гармоничному развитию личности учащегося, расширяет ее кругозор, активизирует работу мыслительных процессов.
- Эстетическая функция. Составляя сценарий, дети стараются представить в своем сознании, как сделать мероприятие более ярким и запоминающимся, украсить помещении красиво. Это развивает вкус и навыки видения прекрасного.
- Развлекательная функция. Праздник – это веселое мероприятие. Оно направлено на организацию досуга в увлекательной и интересной форме. Поэтому, планирование этого мероприятия, уже зарождает в детях азарт, искорку в глазах, делает процесс составления сценария развлечением.
- Релаксирующая функция. Планирование праздника позволяет снять напряжение от учебы, расслабиться, проявить себя каждому учащемуся.
Алгоритм составления сценария школьного праздника
Составление сценария любого праздника в школе реализуется поэтапно:
- Подготовительный этап. Здесь происходит выбор темы праздника и интересной идеи его проведения. Чтобы составить сценарий совместно с учащимися, педагог предлагает им большую тему, в рамках которой учащиеся могут выбрать более маленькую и конкретизирующую тему, которая поможет выразить тему более детально, раскрыть ее отдельные стороны. Тема сценария выступает в виде проблемы, которую требуется решить, а идеи, предлагаемые учащимися - варианты ее продуктивного решения. При выборе темы важно учесть возраст учащихся, для которых будет организован праздник, условия его проведения, приглашение гостей – родителей и иных родственников, сторонних наблюдателей. Идея праздника должна быть интересной, оригинальной, новой. При этом, она должна иметь возможность реализации, с учетом ресурсного обеспечения школы и возможностей учащихся, их талантов.
- Постановка цели и задач прохождения праздника. Цель мероприятия должна раскрывать основную направленность его прохождения. Например, развитие патриотических качеств учащихся при составлении праздника 9 мая. Исходя из целевого назначения мероприятия, происходит формулировка задач, которые должны быть составлены так, чтобы мероприятие учило чему-либо, развивало что-либо, воспитывало что-либо, активизировало какие-то навыки или повышало уровень развития в конкретной области, расширяло кругозор.
- Выбор формы организации праздника и методов его реализации. Форма отражает структуру праздника, исходя из материала, применяемого для его организации и аудитории, для которой он предназначен. Школьные праздники могут проходить в виде линеек, спектаклей, концертов, шоу-программ, квн, дискотеки, выставки, открытого урока и др.
- Подбор методического материала. Для определения содержания праздничного мероприятия требуется подобрать актуальные и целесообразные литературные источники.
При составлении сценария школьного праздника, лучше всего выбрать один сценарный ход его прохождения, он будет связывать между собой отдельные части праздника и обеспечит логику их развития и связь всех действий.