Профессиональное саморазвитие социального педагога
Социальный педагог – это специалист, деятельность которого ориентирована на оказание подрастающему поколению помощи в социальной адаптации и социальном развитии посредством создания оптимальных условий в социальном окружении и установления взаимодействия с учебными заведениями и семьями воспитанников.
Социальные педагоги работают с разными категориями воспитанников: дети с отклонениями в развитии, дети с деструктивным поведением, дети и семьи «группы риска». Это обуславливает необходимость его непрерывного профессионального роста и развития.
Профессиональное саморазвитие – это процесс актуализации личности в профессиональной области деятельности, ориентация на изменение субъектного потенциала профессионала.
Профессиональное саморазвитие социального педагога реализуется по следующим направлениям:
Самоутверждение социального педагога. Самоактуализация социального педагога. Самосовершенствование социального педагога.
Чтобы самоутвердиться в профессиональном направлении деятельности, педагогу требуется конкретная мотивация. Она может быть связана с соответствием некоторым нормативам образа педагога т.е. желание соответствовать установленным стандартам педагогической профессии, отвечать потребностям современного общества в педагогических кадрах, а может быть связана с желанием специалиста быть лучшим в своей сфере деятельности(или не хуже других специалистов, а также получить признание руководства и воспитанников. Все это мотивирует к деятельности, формирует потребность в развитии активной профессиональной позиции социального педагога. Реализация данных мотивов осуществляется посредством применения манипулятивных техник, позволяющих следовать «за мечтой», достигать целей на основании применения собственных сил и собственных возможностей личности.
Самосовершенствование социального педагога реализуется на основании его осознанного стремления, желания быть лучше, развить свои педагогические навыки, углубить их, расшить свою профессиональную компетентность, добавив в нее новые возможности и новые педагогические действия, расширить перечень личных, профессионально значимых качеств. Самосовершенствование является длительным и непрерывным процессом. Оно должно быть реализовано в течение всей профессиональной деятельности педагога. Оно помогает личностному росту и профессиональному развитию, достижению некоторого идеала своей деятельности.
Самоакутализация социального педагога является процессом, пронизывающим самоутверждение и самосовершенствование. При этом, этот процесс является более обширным и выходит за границы этих процессов, обеспечивая полноценное личностное саморазвитие.
В ходе самоактуализации социальный педагог формирует:
- Чувство собственной идентичности;
- Связь со своим собственным внутренним миром и окружающей средой;
- Чувство идентичности с профессиональной деятельностью и ее различными аспектами;
- Профессиональную зрелость;
- Творческий подход к делу и навыки включения творческого компонента в решение любых, даже элементарных, профессиональных задач.
Процесс самосовершенствования личности и профессиональных компетенций социального педагога в ходе его самоактулизации переходит на новый уровень: он становится ежедневным, непрерывным процессом собственной реализации, раскрытия своего мастерства и профессионального потенциала, постижения смысла своего профессионального выбора и вида профессиональной деятельности и социально значимых итогов ее реализации.
Самоактуализация социального педагога, достижение им этого уровня своего профессионального саморазвития позволяет ему более качественно выполнять свои профессиональные функции, достигать более высоких итогов своей профессиональной деятельности, развиваться и совершенствоваться не только в профессиональной сфере, но и в общем. Самоактуализация личности позволяет ей стать счастливым человеком, видящим смысл в собственном существовании, собственной деятельности, во всех аспектах жизнедеятельности.
Стадии профессионального самосовершенствования социального педагога
Самосовершенствование социального педагога в профессиональной сфере деятельности является процессом его поэтапного саморазвития и профессионального утверждения. Самосовершенствование реализуется в течение следующих стадий работы над собой:
- Проведение самоанализа своей личности и своей профессиональной деятельности. оцениваются успехи, достижения, выявляются отрицательные моменты в своей работе, сильные и слабые стороны своей личности, механизмы ее развития. На их основании выбираются способы повышения своего профессионализма, мастерства, расширения педагогических возможностей, полноценного раскрытия своего потенциала.
- Формирование идеального образа собственного «профессионально Я». Этот образ может носить обобщенный характер, а может быть и более конкретным. Все зависит от конкретной личности, ее профессионализма и уровня развития, как в профессиональном плане, так и общего.
- Разработка программы саморазвития. Эту стадию можно также назвать выбором путей повышения своего профессионализма или разработкой собственного маршрута самосовершенствования. Социальный педагог выбирает для себя методы и средства, временные рамки своего самосовершенствования, приемы самовоспитания и самообучения, делает прогнозы достижения, запланированного.
- Стадия реализации программы. На этом этапе происходит применение механизмов самосовершенствования, способов саморазвития, раскрытия своего потенциала.
- Контрольные мероприятия. Эта заключительная стадия самосовершенствования социального педагога. Она связана с подведением итогов реализации программы самосовершенствования. Оценивается достижение поставленных целей и задач, соответствие полученных результатов, прогнозируемым итогам саморазвития. Критериями оценки выступает профессиональный рост, качество социальной работы по разным направлениям, умения творческого подхода к делу, расширение своих профессиональных компетенций и др.