Факторы позитивной социализации дошкольника
Социальное развитие дошкольника – это процесс усвоения им норм и правил социального поведения, развития навыков социального общения и взаимодействия, формирования навыков установления положительных социальных контактов и умения жить и функционировать в социальной среде, брать на себя и исполнять определенные социальные роли.
Социальное развитие ребенка называется процессом социализации. Социализация помогает ребенку в нормальном существовании в мире, усвоении его культурных норм и ценностей.
На этапе дошкольного этапа развития ребенка, процесс социализации личности находится в активной фазе. В это время происходит развитие позитивной социализации, т.е. навыков построения положительных коммуникативных связей, отражающих потребности и интересы данной личности, с уважением и учетом потребностей и интересов других членов социальной среды.
Позитивная социализация формируется под влиянием ряда факторов, от которых зависит успех ее развития и степень формирования социальных навыков деятельности.
Основными факторами позитивной социализации дошкольника являются:
- Формирование положительного отношения к собственному «Я», принятие себя, со своей природной индивидуальностью и положительное отношение к другим членам социума и их индивидуальным особенностям развития.
- Коммуникативная и социальная компетентность ребенка. Эти компетентности отражают навыки построения эффективных социальных связей и отношений.
- Формирование положительных самоощущений. Они отражают чувство уверенности ребенка в своих силах, возможности свершений, а также чувство собственной значимости и нужности, ощущение любви и заботы по отношению к собственной личности.
- Развитие чувства собственного достоинства. Развитие чувства защищенности, собственных прав и свобод, имение собственного мнения и убеждений, взглядов, навыки их выражения отражают успешное протекание социального развития дошкольника.
- Развитие навыков толерантности и терпимости. Эти свойства личности, лучше всего, способствуют формированию навыков социального поведения, поскольку позволяют принимать чужое мнение и чужие взгляды, особенности развития, идеологию, считаться с иными вкусами и потребностями, поведением, желаниями.
- Привитие ценностей социального сотрудничества. От того, насколько ребенок будет осознавать значимость оказания помощи и поддержки другим людям, чувствовать потребность в проявлении милосердия и сострадания, стремиться к такому выстраиванию своего поведения, которое будет находиться в согласии и соответствии с интересами и потребностями других участников социальной деятельности, зависит формирование умения контролировать свою социальную деятельность во всех ее аспектах и направлениях, а также формирование навыков планирования своей деятельности и развитие системы социального партнерства.
- Формирование навыков ответственности за сои поступки, слова. Ребенок должен научиться отвечать за то, что он сказал и, что сделал с раннего детства.
- Развитие умения предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные варианты решения проблем социального взаимодействия.
- Навыки эмоционального контроля. Ребенок должен уметь контролировать свои эмоциональные проявления, чувствовать эмоциональный настрой окружающих по отношению к себе.
Все эти качества являются необходимыми для развития положительных социальных связей и отношений дошкольника в обществе. Они должны развиваться не по отдельности, а в комплексе.
Воспитатель ДОУ как агент социализации
Социальное развитие ребенка, его успешность определяется социальным окружением дошкольника. Именно социум и его члены наиболее сильно воздействуют на социальное становление и развитие личности, раскрытие ее природных задатков и формирование основных социальных свойств.
Социальное окружение ребенка представлено социальными агентами. Ими являются:
- Семья – наиболее близкое окружение ребенка, с которым он взаимодействует большую часть времени.
- Дошкольное образовательное заведение. Здесь, в качестве агентов социализации можно отметить, прежде всего, воспитателей. Именно они оказывают решающее воздействие на социализацию дошкольников.
- Друзья и сверстники. Эти люди находятся, как правило, на одной ступени развития с ребенком, составляют основной круг его общения, имеют с ним общие интересы и потребности.
Социальное развитие ребенка, а именно социальная адаптация, принятие на себя определенной роли и формирование навыков ее эффективной реализации осуществляется в дошкольном образовательном заведении, под ответственностью воспитателя определенной возрастной группы, в которую входит ребенок.
Социализация ребенка в стенах ДОУ реализуется педагогом в следующих направлениях деятельности:
Образовательная деятельность. Данный вид деятельности предполагает совместную работу педагога и детей, направленную на формирование у ребенка представлений об устройстве окружающего мира и социальной сферы. Ребенок познает устройство и законы функционирования социальной сферы, учиться взаимодействовать с коллективом детей и воспитателем.
Игровая деятельность. В ходе игровой деятельности, ребенок учится взаимодействовать с коллективом, строить коммуникативные отношения со сверстниками, межличностное взаимодействие в воображаемом мире, который отражает функционирование реального социального пространства. Для организации игровой деятельности, воспитатели используют разнообразные виды игр:
- подвижные – формируют смелость, настойчивость, решительность, волевые качества дошкольника;
- ролевые – обучение выполнению разнообразных социальных ролей; дидактические – обучающая функция;
- сюжетные – распределение ролей и действий игрового сюжета, что формирует навыки социального взаимодействия, умения решать конфликтные ситуации.
Проектная деятельность. Проекты позволяют научить ребенка действию в команде. Проекты строятся на основании совместного выполнения какого-то задания группой детей. Они все учатся достигать единой цели совместными усилиями. Это активизирует коллективный дух и развивает навыки коллективного творчества.