Участие воспитателя ДОУ в музыкальных занятиях
Музыкальные занятия реализуются в учебно-воспитательном процессе ДОУ специальным работником, педагогом, деятельность которого ориентирована на музыкальное развитие дошкольников. Он знакомит детей с музыкальным творчеством, прививает любовь к музыке и навыки ее восприятия, а также пробуждает музыкальные задатки детской личности.
Музыкальные занятия – это направление творческого развития ребенка. Они ориентированы на воспитание эстетических чувств и освоение окружающей действительности через музыкальное творчество.
Воспитатели ДОУ не всегда принимают участие в музыкальных занятиях. Они отдают всю полноту власти музыкальному работнику и полагаются на него в развитии у дошкольников музыкальных навыков и творческих музыкальных проявлений. Однако, участие воспитателя является необходимостью в музыкальном развитии дошкольников. Воспитатель владеет определенным уровнем музыкальной культуры и знает задачи музыкального воспитания, которые невозможно реализовать только на музыкальных занятиях. Кроме того, продуктивность музыкального развития детей требует комплексного подхода т.е. связи музыкальных занятий с иными видами творческой и иных видов детской деятельности.
Участие воспитателя в музыкальных занятиях детей сводится к следующим направлениям его деятельности:
- Контроль за поведением воспитанников. Он наблюдает за ними и их вовлеченностью в музыкальную деятельность, контролирует. Чтобы дети не отвлекались и фиксирует успехи музыкального развития и музыкальные проявления отдельных воспитанников;
- Демонстрация движений, совершаемых в ходе музыкальной деятельности. движения показывает музыкальный работник, а воспитатель повторяет их для лучшего запоминания и понимания воспитанниками;
- Наблюдение за посадкой детей и их осанкой;
- Контроль правильного произношение воспитанниками слов песен и поправка при неверном произношении;
- Исполнение воспитателем песни вместе с музыкальным работником или после его исполнения;
- Освещение содержания музыкальных произведений, которые были прослушаны детьми;
- Наблюдение за правильностью выполнения детьми движений в такт музыке.
Следует отметить, что участие воспитателя в музыкальной деятельности детей развивает его и музыкальные навыки, расширяет его музыкальные знания, позволяя использовать их в воспитательной работе с детьми. Умения, музыкальные проявления, открытие на музыкальных занятиях, должны развиваться и вне их реализации. Стимулировать их развитие приходится воспитателю. Это осуществляется в игровой деятельности, на прогулках, включается в режимные моменты. Но это происходит только в том случае, если воспитатель владеет навыками музыкальной деятельности, приемами раскрытия музыкальных талантов дошкольников. Эти навыки формируются в ходе участия воспитателя в музыкальных занятиях дошкольников.
Требования к музыкальному развитию воспитателя
Для раскрытия музыкального потенциала воспитанников, педагогу ДОУ необходимо:
- Знать программные основы музыкального развития воспитанников;
- Регулярно посещать музыкальные занятия;
- Знание музыкального развития своих воспитанников;
- Оказывать помощь музыкальному работнику на занятиях;
- Стимулировать освоение музыкальных навыков у отстающих воспитанников;
- Углублять и расширять музыкальные впечатления воспитанников за счет использования музыки в разных видах детской деятельности;
- Развивать музыкальные навыки воспитанников в дидактических играх;
- Владеть навыками использования музыкального оборудования;
- Организовывать игры творческо-музыкальной направленности;
- Использовать музыкальное сопровождение при проведении различных мероприятий в ДОУ.
Рисунок 1. Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Включение музыки в разные виды деятельности дошкольников
Раскрытие музыкального потенциала воспитанников возможно при включении музыки в разные виды детской деятельности. Музыка приобщает детей к окружающему миру, формирует у них эстетическое восприятие его объектов, процессов и явлений.
Музыка может быть составным компонентом следующих видов деятельности:
- Занятия по развитию речи. Здесь, музыка позволяет развить ритмичность речевых высказываний и сделать занятие эмоционально насыщенным. Пение позволяет улучшить произношение слов и скорректировать речевые дефекты дошкольников.
- Знакомство с окружающим миром. На занятиях, где дети изучают природу и ее процессы, знакомятся с явлениями и объектами природного мира, музыка помогает углубить познания детей, сделать занятие более увлекательным и ярким. Педагог выбирает песни в соответствии с конкретной темой занятия. Музыка позволяет закрепить впечатления дошкольников от конкретного природного объекта или процесса и понять, что каждое явление природы по-своему прекрасно и удивительно.
- Прогулки. Если использовать музыку на прогулках, то они приобретают содержательность и насыщенность. На прогулках устраиваются игры с пением детей, музыка используется для сопровождения наблюдений природных явлений и объектов, вождения хороводов.
- Патриотическое воспитание. На занятиях используются разнообразные патриотические песни, затрагивающие войны, гражданские конфликты и иные процессы, приобщающие детей к Родине и ее истории.
- Занятия изобразительной деятельностью. Музыка дополняет творческую направленность детской деятельности и стимулирует раскрытие творческого потенциала ребенка. Детские эмоции и впечатления, которые формируются в ходе художественной деятельности, расширяются и углубляются при помощи музыки. Также, музыка задает основу творческой изобразительной деятельности. В качестве тем лепки, аппликации, рисования используются сюжеты песен и иных музыкальных произведений.
- Бытовые моменты. Включение музыки в режимные моменты повышает настроение детей и мотивирует к той или иной деятельности. Например, музыка может сопровождать умывание, чистку зубов, уход ко сну может сопровождать прослушиванием колыбельных, а пробуждение веселой музыкой, вдохновляющей к действиям.
- Игровая деятельность. Включение музыки в игру повышает ее развивающий эффект. Игра становится более веселой и увлекательной для воспитанников, повышает интерес детей к игре, а следовательно, и интерес к ее развивающему компоненту. Музыка может включаться в игры в качестве иллюстрации игровых действий или в качестве сопровождения хода игры. Также, музыка может включаться в завершающий этап игры, оповещая детей о прекращении игрового действия и подведения итогов.