Специфические черты взаимодействия старших дошкольников со сверстниками
Старший дошкольный возраст – это период осознанного установления контактов ребенка со сверстниками.
В этом возрасте дети начинают формировать активные связи между собой. Наиболее масштабно это проявляется в детских коллективах ДОУ. Здесь, дети находятся вместе длительное время и взаимодействуют друг с другом на протяжении нескольких лет.
Взаимодействие дошкольников друг с другом реализуется в ходе игровой деятельности. Также оно может проявляться в иных видах детской деятельности в ДОУ, но его развитие может быть полноценно осуществлено только в ходе игры. В ходе игровой деятельности происходит воплощение реальных жизненных ситуаций, стимулирующих развитие сотрудничества между воспитанниками, складываются трудовые отношения и формируются определенные качества личности.
В старшем дошкольном возрасте происходит кардинальная перестройка взаимодействия ребенка со сверстниками. Она состоит в том, что дети начинают сравнивать себя с другими детьми и познавать себя через сверстников. Потому, взаимодействие становится необходимостью и приобретает характер потребности ребенка.
Если рассмотреть характер взаимодействия ребенка со сверстниками в старшем дошкольном возрасте, то, здесь, можно выделить ряд специфических черт. К ним относятся:
- В основе установления общения со сверстниками лежит соревновательный аспект. Ребенок противопоставляет себя сверстникам и стремится улучшить свои навыки, достижения, проявить свой потенциал, желая показать себя в более лучшем свете;
- Развитие внеситуативных форм общения. Такое общение не сопряжено с игровой, трудовой и иными ситуациями. Оно возникает спонтанно и проявляется в обмене между детьми эмоциями, рассказе о различных событиях, предпочтениях, обмене мнениями о поступках других детей и т.д.;
- Реализация общения в ходе совместной деятельности;
- Повышение значимости личности сверстника в процессе общения. У детей развиваются чувства сопереживания, доверия, формируются зачатки дружбы;
- Формирование и коррекция самооценки ребенка в ходе общения со сверстниками. Она зависит от общения и его результатов. Самооценка лежит в основе включения ребенка в коллектив сверстников, проявления себя в нем.
Следует отметить, что в установлении взаимоотношений в коллективе ДОУ, для каждого ребенка старшего дошкольного возраста, ведущую роль играет сверстник, к которому он испытывает некоторую эмоциональную привязанность и желание противопоставить себя ему, сравнивать его поведение и поступки, возможности и способности со своими.
Влияние коллектива сверстников на социальное и личностное развитие ребенка
Коллектив сверстников обладает огромным воспитательным потенциалом. Роль коллективного воспитания в развитии ребенка была рассмотрена в трудах многих великих ученых-педагогов и доказана, как в теоретических разработках, так и по итогам многолетней педагогической практики.
В ходе общения ребенка старшего дошкольного возраста в коллективе сверстников осуществляется:
- Практическое применение детьми усвоенных норм социального поведения;
- Формирование навыков адаптации к различным социальным ситуациям;
- Формируется доброжелательное отношение к сверстникам;
- Развиваются навыки уважительного отношения к желаниям и потребностям сверстника;
- Воздействие общественного мнения на поступки и поведение ребенка;
- Получение оценки коллектива по разным аспектам своей деятельности и своего поведения;
- Использование вариативных способов рекомендации себя в коллективе, одобрения сверстников, в ходе чего осуществляется развитие личности ребенка и совершенствование его качеств, расширение знаний и навыков деятельности;
- Выработка основ дружбы и понимание ее сути.
Формирование взаимоотношений между воспитанниками старшей группы в ходе совместной деятельности
Как было отмечено выше, в основе установления взаимоотношений старших дошкольников лежит совместная деятельность. Она реализуется в коллективе сверстников, где происходит реализации потребности детей в общении и проявление себя в социуме.
Взаимоотношения старших дошкольников в коллективе сверстников формируются, подвергаясь воздействию личности других детей и особенностей их развития: поведения и поступков, проявления уважения к коллективу, желание сотрудничать. При этом, общение старших дошкольников со сверстниками только начинает свое формирование и отличается от общения взрослых людей. В основе формирования этого общения лежит ряд особенностей его реализации и специфических черт взаимодействия со сверстниками:
- Совершение в ходе общения со сверстниками большого количества коммуникативных действий, которые не свойственны для общения взрослых людей. В ходе взаимоотношений с детьми такого же возраста происходит формирование у старших дошкольников различных форм поведения и выработка навыков общения в различных коммуникативных ситуациях;
- Эмоциональная насыщенность взаимоотношений со сверстниками. Ребенок может проявлять весь спектр эмоций в ходе общения. Эмоции могут быстро меняться и преобразовываться. Эмоциональная насыщенность общения обусловлена значимостью личности сверстника для ребенка и его привлекательность в качестве партнера по общению;
- Отсутствие стандартов и регламентов во взаимоотношениях со сверстниками. Общение реализуется в удобной для ребенка форме, без соблюдения стандартов, соблюдения правил, которые используются в общении со взрослыми;
- Проявление инициативности в общении. Она реализуется за счет того, что сверстник не всегда высказывает свое мнение и проявляет инициативу, как это делает взрослый. При этом, это может привести к несогласованности коммуникации между детьми и развитии конфликтных ситуаций. Продуктивное разрешение конфликтов, также, является важным направлением развития личности старшего дошкольника. Потому, они необходимы в общении и обусловлены его спецификой.