Одним из важнейших факторов эффективного воспитания и развития ребенка выступает среда, в которой оно реализовывается. Чтобы ребенок нормально всесторонне развивался, в учреждении дошкольного воспитания должно быть организовано предметно-игровое пространство. В нем ребенок сможет максимально раскрыть свой природный потенциал, занимаясь различными видами деятельности.
Предметно-пространственная среда – это развивающая и обучающая область деятельности ребенка, включающая материальные объекты и средства для ее организации, характеризующаяся насыщенным содержанием, большим функционалом и являющаяся увлекательной для ребенка и безопасной для его здоровья.
Содержание предметной среды, в которой находится ребенок, должно быть насыщенным и многовариативным. Это позволяет развивать ребенка в самых разнообразных направлениях, создать ему свой круг общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также достичь должного эффекта в воспитании, обучении и развитии дошкольника.
Прогрессивные идеи построения развивающей среды для дошкольников
Воспитание и развитие ребенка в современном обществе должно проходить в таких условиях, которые обеспечат нравственное и духовное формирование его личности, физиологическое развитие и поддержание нормального состояния здоровья. В этой связи формирование развивающей среды в учреждении дошкольного образования базируется на следующих идеях:
- Ориентация на возрастную и индивидуальную специфику развития ребенка;
- Формирование дифференцированной предметно-пространственной среды в зависимости от возрастной категории детей. Выделяют несколько периодов развития ребенка дошкольного возраста и соответствующих им групп: младший дошкольный возраст, средний и старший;
- Природосообразность воспитания детей;
- Знакомство с окружающей действительностью на основе наглядных представлений. Применяются методы наблюдения за объектами и процессами окружающего мира, а также наглядные пособия, отражающие характеристики реального мира;
- Приоритетными направлениями воспитательной работы выступают: развитие органов чувств ребенка, формирование речи, восприятия и пространственных представлений;
- Программа обучения и развития в ДОУ должна носить преемственный характер т.е. она должна содержать знания их всех научных областей, чтобы подготовить ребенка к дальнейшему этапу его обучения;
- Развитие навыков и умений детей, формирование их знаний должно происходить поэтапно, на основе перехода от простого к сложному;
- Опора на игровую деятельность в обучении. Природный потенциал ребенка необходимо развивать с помощью правильно построенной игры. Игра наиболее эффективно мотивирует ребенка к выполнению разнообразной деятельности. Это обусловлено ее увлекательностью для детского возраста.
Принципы построения развивающей среды дошкольного учреждения
Построение развивающей среды в дошкольном учреждении ориентировано в настоящее время на реализацию личностно-ориентированного подхода в образовании. Ее разработка происходит путем построения модели взаимоотношений педагога и воспитанника, включающей пространственную организацию помещений учреждения и наполнение содержанием времяпрепровождения ребенка в данном заведении. Создание такой модели происходит на базе следующих принципов:
- Формирование не мешающих друг другу областей для проявления детской активности внутри единого игрового пространства ДОУ. Предполагается подразделение на зоны умственной деятельности, театральной, творческой, конструктивной, деятельности с активными движениями. Это позволяет детям, объединяться в подгруппы по интересам и играть в те игры, которые отвечают их потребностям и интересам и, не мешают другим членам коллектива;
- Обеспечение комфортных условий индивидуальной, групповой и подгрупповой деятельности детей, исходя из их эмоционального состояния и настроения;
- Создание изолированных игровых зон. Предполагается построение игрового пространства по принципу: все вижу, но никому не мешаю. Среда, в которой играет ребенок должна быть безопасной для его жизни;
- Организация игрового пространства в помещениях, имеющих иное функциональное назначение – спальни, раздевалки, столовая, с целью создания непрерывного визуального взаимодействия между педагогом и детьми;
- Постоянное развитие предметно-игровой области дошкольного заведения. Освоение детьми игр приводит к необходимости усложнять их содержание и правила, чтобы развить у детей новые навыки. Содержание игр должно меняться, вместе с применением новых атрибутов игры, новых методов организации игровой деятельности;
- Качественный и количественный отбор игровых атрибутов. Выбранные игрушки должны быть оптимальными для уровня развития ребенка и их количество должно быть достаточным для принятия участия в игре, предусмотренного количества детей. нарушение данных пропорций может привести к ограничению развития ребенка и его дезориентации в игровой деятельности;
- Все игровые атрибуты должны располагаться в зоне доступности каждого ребенка;
- Равные положения мальчиков и девочек в игровом пространстве. Нельзя ущемлять права детей в игровом пространстве. Игра должна проходить с учетом степени интересов мальчиков и девочек.
Функциональная роль развивающей среды
Предметно-игровая среда, созданная в дошкольном заведении, выполняет следующие функции:
- Познавательная функция – помогает ребенку освоить окружающий мир и сформировать его познавательную деятельность;
- Коммуникативная функция – развивает навыки общения, установления контактов с различными возрастными категориями граждан;
- Оздоровительная функция – привитие культуры здоровья, формирование двигательной активности, развитие двигательных навыков;
- Функция практической ориентации – развивает навыки и опыт практической жизнедеятельности;
- Творческая функция - формирует творческую направленность деятельности, помогает саморазвитию, самореализации, готовит к самовыражению;
- Духовная функция – формирует навыки восприятия, понимания и усвоения общечеловеческих ценностей.