Сущность поликультурного образования
Поликультурное образование – это образование, которое построено на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях поликультурной и многонациональной среды.
В середине 90-х годов впервые в области образования возникла проблема, связанная с усилением этнизации. Данная проблема обусловлена распадом СССР и возникновением кардинально новой образовательной ситуации.
Поликультурное образование способствует с одной стороны формированию и учащихся культурного сознания и этнической идентификации, а с другой стороны направлено на препятствие этнокультурной изоляции от других народов и стран.
Поликультурное образование, направленное на преодоление этнических и национальных стереотипов, состоит из следующих компонентов:
- Положительное влияние на ближайшее окружение учащегося (родители, родственники, друзья). Это связано с тем, что именно в общении с непосредственным окружением у ребенка формируется формирование культурных ценностей, принятых в данной среде.
- Второй немаловажный момент, играющий роль в формировании у подрастающего поколения положительных ценностных ориентаций играет роль педагога образовательного учреждения. Это связано с тем, что для учащихся педагог является примером и спектром знаний о культуре. Педагог способен дать детям значительно больше знаний о культуре своего народ и культуре других народов, человеческих ценностях и отношениях.
Так как ребенок находится в школе ограниченное время, а большую часть его он проводит в кругу семьи и близких, очень важно чтобы родители и педагоги взаимодействовали друг с другом по вопросам поликультурного образования.
Понятие культурного стереотипа
Основными аспектами успешной межкультурной коммуникации являются культурные стереотипы и предрассудки. Именно они оказывают влияние на межкультурные компетенции подрастающего поколения.
Необходимо отметить, что стереотипы могут быть двух видов: положительные и отрицательные. Вне зависимости от их вида, они обладают высокой степенью устойчивости.
Стереотип – это одна из категорий культуры, которая регулярно воспроизводится в вербальных и невербальных текстах и является важной принадлежностью определенного социума.
Довольно часто стереотип оценивается как «норма». Это верно в том случае, если люди внутри общества понимают и принимают друг друга вне зависимости от национальной и этнической принадлежности. Если же стереотип отрицательный, то он может препятствовать общению и коммуникации с лицами другой национальности. Это связано с тем, что отрицательный стереотип об одном человеке определенной национальности подсознательно переносится на всю национальность или этнос.
Не всегда стереотипы основаны на реальном опыте или наблюдениях, зачастую они формируются под воздействием окружающих, когда складывается определенное отношение по рассказам или характеристикам другого человека.
Для межкультурной коммуникации стереотипы выполняют различные функции. Наибольшее значение имеют:
- Передача подрастающему поколению относительно достоверной информации.
- Ориентирующая функция.
- Влияние на создание адекватной реальности.
Таким образом, стереотипы представляют собой один из ведущих аргументов этнокультурного сознания, они имеют главенствующую роль в процессе межкультурной коммуникации. Необходимо отметить их актуальность в рамках современного динамично развивающегося мира.
Специфика обучения в поликультурном пространстве
Большое значение в формировании положительных стереотипов имеет поликультурное образование, предусматривающее создание единого образовательного пространства.
Особенно большое значение системы поликультурного образования, имеет для преодолении стереотипов, по отношению к детям мигрантов, так как они испытывают определенные сложности при обучении в школе и при последующем получении профессионального образования.
Процессы воспитания и обучения находятся в очень тесной взаимосвязи с этническими процессами и особенностями национальной культуры. Важную роль в данном процессе имеет преодоление негативных национальных и культурных стереотипов.
Достижение общих целей поликультурного образования способствует не только преодолению стереотипов, но и разрешению конфликтных ситуаций между учащимися, осмыслению значимости собственной национальной культуры и культуры других народов в развитии общества. Одним из направлений поликультурного образования является преодоление у детей этноцентрической установки и воспитание толерантности.
Толерантность – это признание равенства всех народов, сознательное и ответственное социальное поведение, взаимное обогащение всех культур, представленных в рамках конкретного общества (социума).
Особенная роль в развитии поликультурного образования отводится педагогу. Его задача состоит не только в том, чтобы воспитать в детях необходимые качества, сформировать положительные стереотипы, но и при необходимости оказать поддержку тем учащимся, которые относятся к национальным меньшинствам или являются мигрантами.
Для учащихся педагог является примером. Именно поэтому от того как он сам относится к людям другой национальности и их культуре зависит формирование стереотипов у детей.
Организуя воспитательно-образовательную деятельность в рамках поликультурного образования, педагог должен оказывать поддержку всем учащимся при выборе их этноидентичности. Организуется эта работа в форме занятий родным языком или религией. Она может быть реализована не только в общеобразовательной школе, но и ранее, на ступени дошкольного образования в детском саду (национальные сказки, песенки, потешки и т.д.).
Все это способствует развитию языка общения между детьми доминирующей культуры и культуры меньшинства, ускоряет интеграцию ребенка в новую культуру, в то же время, предотвращая опасность деэтнизации и маргинализации.