Влияние развода родителей на ребенка
Развод – это официальное прекращение, то есть расторжение действительного брака между живыми супругами. Развод нужно отличать от признания брака недействительным в судебном порядке и прекращения брака в связи с кончиной одного супруга.
Чтобы понять поведение и чувства детей, в семье у которых произошел развод, учитель должен знать психологические особенности родителей и ребенка до и во время развода. Для детей развод – это кризис, который может быть сравним с потерей близкого члена семьи. Данный кризис становится еще тяжелее, если для детей противоречия между родителями были непонятными, и обстановка в семье до развода не была тяжелой и тягостной. Выделяют три ступени развода:
- предразводная – состояние и переход к разводу, когда дети видят ссоры родителей, их скандалы и выяснение отношений;
- дезорганизация, связанная с разводом;
- становление нового равновесия в семье после развода.
Дети в ходе развода могут испытывать ярость или гнев, страх, депрессию и даже вину. Стабилизация эмоций после развода происходит не ранее, чем через год, но чаще дети преодолевают последствия развода только через несколько лет, но за это время могут произойти различные тяжелые нарушения. Если стрессовые ситуации накапливаются, то это может привести к психическим расстройствам детей.
Во время развода наибольшее воздействие на детей оказывают следующие факторы:
- потеря родителя, с которым ребенок привык свободно общаться и взаимодействовать;
- изменение порядков в семье;
- временные страдания, выраженные эмоциональной нуждой в членах семьи, воображаемые или реальные угрозы близким ему людям.
К положительным факторам для детей во время развода можно отнести:
- хорошие условия жизни с одним из родителей;
- доступность другого родителя для общения;
- система поддержки – родственники и друзья;
- наличие в доме другого взрослого, который может выступать в качестве модели, участвовать в принятии решений и дисциплинировать;
- отсутствие материальных проблем.
Дети по-разному могут реагировать на развод, кто-то выйдет из этой ситуации с рядом серьезных нарушений, а кто-то вырастет компетентным, хорошо функционирующим человеком. Психологи считают, что мальчики страдают практически в два раза чаще девочек. Не зависимо от пола детям нужны благоприятные эмоциональные отношения.
Негативное воздействие развода будет проявляться больше, если ребенок трудный, то есть возбудимый, невротичный, плаксивый и пр. Такие дети могут реагировать на развод продолжительными эмоциональными нарушениями. Воздействие на них ситуации развода проявляется в большей степени еще и в связи с тем, что трудные дети чаще вызывают гнев и недовольство со стороны родителей.
Дети младшего возраста не могут разобраться полностью в ситуации и могут неправильно ее интерпретировать, могут винить себя в разводе родителей, неправильно понимают чувства и поведение родителей, возможность или невозможность их перемирия. Подростки испытывают боль и стресс, но уже могут более точно определить причину развода, родителя, который нуждается в поддержке, лучше преодолевают материальные трудности. Подростки могут найти понимания и утешения у своих ровесников.
Педагогическая помощь детям во время развода родителей
Обычно учителя отмечают изменения в учебной деятельности детей и в их поведении. Только третья часть детей в школе, не проявляет внешних симптомов стресса. Такие дети могут быть рассеяны во время урока, испытывают внутреннее напряжение, имеют проблемы с памятью, организацией работы, так как на них могут оказывать воздействие конфликты и хаос дома, ряд новых обязанностей. Учитель может оказать детям следующую помощь:
- структурировать учебную деятельность ребенка во время у рока;
- помочь в составлении записок со списком дел;
- предложить делать домашнее задание в школе, если у ребенка нет для этого тихого уединенного места;
- организовать работу в группе;
- при необходимости предложить ребенку личный разговор;
- посоветовать книги, которые могли бы помочь преодолеть возникшие проблемы.
Ученик – целостная личность, как и любой другой человек. То есть все его качества взаимосвязаны и оказывают взаимное воздействие друг на друга, но его личность также опосредует внешние воздействия, определяя их эффект на психику ребенка. Личностное отношение учащегося, связанное с переживаниями, его мотивация опосредствуют работу внимания, памяти и мышления на уроке.
Квалифицированный, заинтересованный в обучении педагог не должен и не может игнорировать личность учащегося и его эмоциональное состояние. В условиях возрастающей гуманизации образовательного процесса, учитель также должен понимать, что в школе ребенок – не только учащийся, но и человек, который не только учится, но и живет, а все его индивидуальные особенности не представляют досадную помеху для успешного обучения, а сам учащийся является человеком со своей неповторимой личностью и индивидуальностью.
Восприятие любого человека характеризуется избирательностью, то есть индивид замечает только то, что для него ценно и важно. Если учителю важно состояние учащегося, его наметанный и заинтересованный взгляд не пройдет мимо учеников, относящихся к группе риска, то есть замкнутых, неуверенных, печальных, нахмуренных, углубленных в себя, скучающих, агрессивных и гневных. Осознание результата восприятия, мысли о возможных причинах переживаний детей, а также построение дальнейшего плана помощи – это те этапы, которые требуют от педагога особого внимания и навыков наблюдения, но не отнимают у него много времени. Помощь вне урока оказывают по возможности, ей способствует возможность привлечения других взрослых – учителей, представителей администрации, социального педагога, родителей и сверстников.