Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль дидактической игры в математическом развитии дошкольника

Понятие дидактической игры

Определение 1

Дидактические игры – это учебные занятия, организуемые как учебные игры, реализующие принципы игрового, активного обучения, и отличающиеся наличием правил, фиксированной структурой игровой деятельности и системой оценивания, являясь одной из разновидностей активного обучения.

Все развивающие игры имеют ряд характерных особенностей:

  • каждая игра является набором задач, которые должны быть решены посредством использования кубиков, кирпичиков, квадратиков из картона и пластика, деталей конструктора и пр.;
  • задачи предоставляют ребенку в разных формах: модель, плоский от словами, его знакомят с разнообразными способами передавать информацию;
  • задачи располагают примерно в порядке возрастания уровня сложности, то есть от более простых к сложным;
  • задачи имеют широкий диапазон трудности: от доступных для 2-3х-летнего ребенка до непосильных для среднего взрослого. В связи с этим развивающие игры могут возбуждать интерес на протяжении нескольких лет;
  • постепенное возрастание уровня трудности задач в дидактических играх дает возможность ребенку продвигаться вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, в котором все объясняется и формируются исключительно исполнительские черты ребенка;
  • невозможно объяснять ребенку способы и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словами, ни жестами, ни взглядами;
  • Нельзя требовать от ребенка, чтобы он с первой попытки решал игровые задачи;
  • решение игровых задач встает перед ребенком не в абстрактной форме ответа на математическую задачу, а как рисунок, узор или сооружение из кубиков, конструктора и пр., то есть как видимая и осязаемая вещь. Это дает возможность сопоставить новые варианты заданий и даже придумать новую развивающую игру;
  • развивающие игры дают возможность каждому ребенку подниматься до максимума своих возможностей, в которых развитие идет наиболее успешно.

В дидактических играх объединены возрастание задания от простого к сложному и самостоятельное выполнение, соответствующее способностям ребенка.

Использование дидактических игр на уроках математики

Огромная роль в ходе умственного и интеллектуального развития и воспитания ребенка отведена математике. Математика необходима подавляющему числу людей разных профессий. Математика имеет огромные возможности влияния на мышление детей, процесс их обучения в самом раннем возрасте и по мере взросления.

В дошкольных учреждениях нужно активно развивать внимание, память, мышление, воображение детей, так как без них невозможно представить гармоничное развитие ребенка.

Воспитатели в своей работе могут использовать разные дидактические игры и занимательные упражнения.

Дидактические игры делятся на несколько групп:

  • игры с числами и цифрами;
  • игры-путешествия во времени;
  • игры, направленные на обучение ориентироваться в пространстве;
  • игры с геометрическими фигурами;
  • игры на развитие логического мышления.

Игры с цифрами и числами предполагают использование сказочного сюжета и дидактических игр, знакомство детей с образованием всех чисел в пределах 10, через сравнивание равных и неравных групп предметов.

«Роль дидактической игры в математическом развитии дошкольника» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Игры-путешествия во времени учат ребенка ориентироваться во времени. Сначала дети должны научиться определять дни недели. Для этого можно обозначать их кружками разного цвета. Это делают, чтобы дети самостоятельно могли делать вывод о неизменности последовательности дней недели.

Игры на ориентировку в пространстве необходимы детям, так как их пространственные представления постепенно расширяются и закрепляются в процессе осуществления любого вида деятельности. Используя дидактические игры и упражнения, дети овладевают навыком определять словом положение предметов относительно друг друга. Сначала занятия могут проводиться как игровые минутки: можно прятать любой предмет где-то в игровой комнате и просить детей ее находить. Для развития заинтересованности детей могут использоваться предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.

Игры с геометрическими фигурами – например, игра «геометрическая мозаика» может быть использована как на занятиях, так и в свободное время, чтобы закрепить знания о геометрических фигурах, развивать внимание и воображение у детей. Перед началом игры дети должны быть разделены на две команды по уровню их умений и навыков. Команды получают задания разного уровня сложности:

  • составить предмет из геометрических фигур по заданному образцу;
  • работа по условию;
  • работа по собственному замыслу.

Каждой команде дают одинаковый набор геометрических фигур. Дети сами договариваются о порядке работы и о том, как будет выполнено задание.

Игры на логическое мышление – у детей-дошкольников начинается формирование элементов логического мышления, то есть формируется навык рассуждения, формулировки своих умозаключений. Чтобы развить у детей мышление используют разнообразные дидактические игры и упражнения. Знакомить детей с такими заданиями начинают с элементарных упражнений на логическое мышление – цепочек закономерностей. В таких упражнениях чередуют предметы и геометрические фигуры. Детям предлагают продолжить ряд или найти пропущенный элемент. После того, как дети научились выполнять такие задания, их усложняют. Например, предлагаю выполнить задания, в которых надо чередовать предметы, принимая во внимание одновременно цвет и величину.

Дидактическим играм отведена огромная роль в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Когда воспитатель пользуется дидактическими играми, работая с детьми, они могут лучше усвоить программный материал, выполнить правильно задания повышенной сложности и обучаются нахождению собственных ошибок и недочетов. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, а также они развивают память и мышление детей, оказывают огромное влияние на их умственное развитие.

Дата последнего обновления статьи: 06.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot