Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль дидактических игр и упражнений в развитии представлений о геометрических фигурах

Актуальность применения дидактических игр в математическом развитии дошкольников

Определение 1

Дидактическая игры – это эффективное средство развития сенсорных способностей ребенка.

Они позволяют познавать окружающий мир, его объекты и процессы на основании сенсорного восприятия. Дети получают представления о формах и величинах объектов через ощущения, которые активизируются в ходе дидактической игры.

Дидактическая игра является продуктивным средством познавательного развития дошкольника. Тем более, что в дошкольном возрасте происходит его активное развитие. Это обуславливает актуальность использования дидактических игр для развития интеллектуальных способностей ребенка, сенсорного развития и формирования элементарных математических представлений.

Одним из составных компонентов математического развития ребенка выступает формирование представлений о геометрических фигурах.

Геометрическая фигура – это совокупность точек, расположенных на плоскости в определенной последовательности, образующих конечное число линий, формирующих ограниченное пространство.

Знакомясь с фигурами, ребенок расширяет свои представления об окружающем мире, учится совершению разнообразных манипуляций с объектами, выделению их свойств.

Работа педагогов ориентирована на знакомство детей с простейшими фигурами, их свойствами, особенностями. Для этих целей применяются разнообразные дидактические игры.

Они позволяют:

  1. Закрепить теоретический материал в деятельности;
  2. Активизировать работу памяти и воображения;
  3. Развивать мелкую моторику рук, что положительно сказывается на речевом развитии;
  4. Развить пространственное восприятие и ориентацию дошкольника.

В дидактических играх применяется разнообразный материал: палочки, спички, пластилин, глина, бумага, из которых формируются разнообразные геометрические фигуры. Такая деятельность способствует лучшему запоминанию фигур и их свойств.

«Роль дидактических игр и упражнений в развитии представлений о геометрических фигурах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Дидактическая игра особенна тем, что она позволяет развить у детей новые знания, представления о геометрических фигурах, их формах и размерах, а также закрепить эти знания, дави им устойчивый плацдарм.

Дидактическая игра имеет увлекательный характер. Это позволяет заинтересовать ребенка, привлечь его к умственной деятельности.

В основе дидактической игры лежит определенная дидактическая задачи. Рассмотрим, какие же дидактические задачи положены в основу игровой деятельности, ориентированной на формирование представлений дошкольников о геометрических фигурах.

Дидактические задачи ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами

Использование дидактических игр в образовательном процессе ориентировано на общее развитие ребенка, активизацию его познавательной сферы и развитие интеллекта. Это общее целевое назначение использования дидактических игр. Если рассматривать конкретное направление применения дидактических игр, то выделяются разнообразные задачи, на решение которых они ориентированы.

Так, применение дидактических игр для развития геометрических представлений дошкольников ориентировано на решение следующих дидактических задач:

  1. Формирование навыков различения геометрических фигур и называния их;
  2. Формирование навыков группировки фигур по разным признакам;
  3. Развитие представлений о свойствах геометрических фигур;
  4. Изучение составных компонентов фигур;
  5. Формирование навыков создания геометрической фигуры разными способами: рисование, конструирование из разных материалов, лепка;
  6. Формирование умений выделять объекты окружающего мира посредством отнесения их к конкретной геометрической форме.

Специфика использования дидактических игр

Применение дидактической игры для формирования представлений о геометрических фигурах зависит от конкретной возрастной группы дошкольников, динамики их развития и содержания образовательной деятельности.

Дидактическая игра может быть составной частью занятия, охватывать его полностью или же, включаться в отдельное упражнение, направленное на развитие конкретного геометрического представления.

Для развития представлений детей о формах и размерах объектов, формирования у них простейших понятий и представлений о геометрических фигурах, применяются следующие группы дидактических игр:

  1. Игры с предметами.
  2. Игры-головоломки.
  3. Настольно-печатные игры.
  4. Словесные игры.
  5. Плоскостное моделирование.
  6. Игры-ребусы.
  7. Развивающие математические игры.
  8. Игры на составление плоскостных изображений объектов: цветов, животных, растений. Они формируются из геометрических фигур.

<a href=Дидактический материал для развития геоиетрических представлений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Дидактический материал для развития геоиетрических представлений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Дидактические игры строятся на основании соблюдения условия самостоятельной деятельности ребенка. Дети применяют свои знания и навыки, волевые усилия, включают сообразительность, чтобы решить поставленную задачу.

Кроме того, содержание дидактической игры должно быть ориентировано на развитие логического мышления ребенка.

Дидактическая игра "Геометрические фигуры". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Дидактическая игра "Геометрические фигуры". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Требования к применению дидактических игр в образовательном процессе

Чтобы дидактическая игра имела должный развивающий эффект, в частности, способствовала формированию геометрических представлений детей, требуется соблюдение ряда правил их включения в образовательный процесс. К ним относятся:

  1. Полезные упражнения, как для интеллектуального развития ребенка, так и для его общего развития, не причиняющие вреда его психическому и физическому здоровью;
  2. Наличие в игре увлекательной задачи, которая требует приложения различных усилий для ее решения;
  3. Наличие активной деятельности, в ходе которой формируются знания о формах и размерах и иных признаках геометрических фигур;
  4. Сочетание двух и более дидактических задач: формирование элементарных математических представлений и знакомство с геометрическими фигурами. Сюда может быть добавлено формирование познавательной мотивации, подготовка к учебной деятельности и др.;
  5. Последовательность усложнения игровых задач. Сначала используются игры на формирование знаний о более простых фигурах и их свойствах, затем они усложняются и углубляются;
  6. Соблюдение в игровом действии порядка чередования фигур по форме, цвету, размеру.
Замечание 2

Стоит отметить, что специальное обучение детей дает более продуктивные результаты, нежели, спонтанное формирование представлений о формах объектов и их свойствах.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot