Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль английской литературы в формировании социокультурной компетенции учащихся в процессе обучения

Особенности формирования социокультурной компетенции на занятиях по английскому языку

Определение 1

Формирование социокультурной компетентности – это формирование знаний о разнообразных культурах и ценностях, традициях и обычаях народов, населяющих страну, их языковых особенностях, а также освоение способов адекватного взаимодействия и построения коммуникативных связей с представителями разных социальных групп и культур.

Социокультурная компетенция отражает знания в области лингвистики, этики и культуры конкретного общества или страны, язык которой изучается, куда планируется поехать. Они необходимы для подготовки учащихся к полноценному общению с представителями другой культуры и языка.

В структуру социокультурной компетенции входят следующие компоненты:

  1. Поведенческий. Он отражает формирование норм поведение, усвоение этических принципов и культурных особенностей другой страны, специальных фраз, используемых в общении, средств невербального речевого взаимодействия.
  2. Лингвокультурный. Он подразумевает освоение специфических социальных и культурных лингвистических единиц и правил их практического использования в общении на иностранном языке.
  3. Психологический. В него включены сведения о национальной специфике страны, ее менталитете, устранение предрассудков, проявление терпимости к особенностям другой культуры.
  4. Страноведческий. В него включены знания о стране географической, политической, экономической направленности, сведения об ее национальных праздниках, кухне, обрядах, достижениях искусства.

Формирование социокультурной компетенции имеет важное образовательное значение. Педагогу требуется не просто обучить учащихся иностранному языку т.е. свободному владенью разговорной и письменной речи, но и сформировать умение мыслить на иностранном языке.

«Роль английской литературы в формировании социокультурной компетенции учащихся в процессе обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Обучение английскому языку предполагает проникновение в культуру страны и национальный менталитет ее жителей, знакомство со спецификой их образа жизни, взглядами, воззрениями.

Применение социокультурного подхода к изучению английского языка имеет свои особенности. Они обусловлены целевым назначением данного подхода - развитие социокультурной компетенции учащихся.

К особенностям формирования социокультурной компетенции на занятиях по английскому языку можно отнести следующие:

  1. Изучение английского языка является путешествием в другую страну с ее культурными особенностями. Это помогает в осознании собственной культуры и принятии ее ценностей;
  2. Обучение строится с использованием разных видов речевой деятельности: чтение, письмо, разговорная речь, прослушивание аудио записей на английском языке;
  3. Применение игровых форм обучение. Ролевые игры помогают в развитии навыков общения на иностранном языке, преодолеть замкнутость, страх говорить на чужом языке;
  4. Применение методов имитации на уроках по английскому языку. Уроки проводятся в форме разнообразных работ: урок –путешествие, урок – викторина, урок-конкурс, урок-экскурсия и т.д.;
  5. В обучении применяются аутентичные тексты справочного характера;
  6. Применяются тексты, содержащие информацию о стране и ее лингвистическом устройстве. Они могут быть художественного жанра, научно-популярными, филологическими, публицистическими;
  7. Чтение газет имеет важное образовательное значение. Оно помогает в обучении навыкам чтения разных видов, знакомит учащихся с проблемами страны и формирует навыки их обсуждения, развивает навыки в области лексики, грамматики английского языка, расширяет кругозор и повышает уровень культуры учащихся;
  8. Использование видеоматериалов. В развитии социокультурной компетенции они являются средством отражения культурного устройства страны;
  9. Средства, используемые для изучения английского языка должны обладать информационной насыщенностью, иметь лигнострановедческую значимость, быть актуальными, доступными для восприятия учащимися и учитывать их интересы, потребности и индивидуальные особенности.

Использование художественной иностранной литературы в качестве средства эффективного формирования социокультурной компетенции

Чтение различных текстов является одним из основных средств обучения английскому языку. Художественная литература используется на уроках английского языка в качестве средства обучения чтению, развития навыков анализа иностранных текстов.

Это средство является наиболее продуктивным в формировании навыков чтения иностранной литературы и усвоения знаний о культурном устройстве и особенностях развития другой нации, ее традициях и обычаях.

Чтение иностранной литературы способствует формированию мотивации учащихся к познанию иностранного языка. Это происходит потому, что чтение, особенно с увлекательным сюжетом, затягивает. Учащиеся желают узнать, чем же закончится эта история. А узнать ее концовку можно только прочитав все произведение, для чего необходимо развивать и совершенствовать свои навыки чтения на английском языке.

Художественная иностранная литература способствует расширению кругозора учащихся, помогает в преодолении предрассудков в сфере национальной культуры иностранного государства, оказывает положительное воздействие на общее развитие личности.

Художественный текст содержит диалоги, которые включают формы этического общения на английском языке, формулы вежливости, фоновую и безэквивалентную лексику. Это расширяет знания учащихся в области лингвистики и устройства страны, ее культуры, помогает понять своеобразие английского языка и менталитет его носителей, другую культуру и ее ценности.

После прочтения художественных произведений, они, как правило, обсуждаются на уроке, что развивает навыки коммуникативного общения на иностранном языке.

Художественное произведение, как бы полностью погружает учащихся в культуру другой страны, делая его ее частью. Это развивает умение мыслить на иностранном языке, что способствует более продуктивному его освоению и эмоциональному взаимопониманию с его носителями.

Дата последнего обновления статьи: 29.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot