Во времена царствования Петра I в России происходило бурное развитие всех сфер жизни общества. Система образования не стала исключением. В период его правления был проведен ряд реформы, которые модернизировали существующую образовательную систему и заложили фундамент ее дальнейшего развития.
Реформа – это законодательное изменение существующего порядка, правил жизнедеятельности и реализации того или иного направления деятельности.
Направления реформирования системы образования в эпоху Петра I
Все реформы, которые были осуществлены в период правления императора Петра I в образовательной сфере, были реализованы по следующим направлениям:
- Массовое создание учебных заведений по всей стране различной направленности. Количество школ в петровскую эпоху значительно возрастает. Школы открываются не только в городах и крупных населенных пунктах, но и в деревнях и селах, в ориентации по обучение дворянства, проживающего в отдаленных уголках страны.
- Выход первого печатного издания в 1703 году. Это была газета «Ведомости». Она выходила раз в неделю и носила публичный характер. В ней отражалась информация о военных действиях того времени. Позже, в ней стали освещаться хроники промышленности и торговли в стране. В основном, все сведения газеты черпались из зарубежных источников – европейских стран, поклонником культуры которых был император. Газета стала важным информационным источником и стала шагом вперед в развитии образования граждан.
- Создание и введение в образовательный процесс гражданской Азбуки. Это произошло в 1708 году. Обучение во всех школах и домашними педагогами велось по этой азбуке.
- Открытие первой общественной библиотеки в 1714 году в Санкт-Петербурге, что дало гражданам доступ к большому количеству отечественных и зарубежных изданий.
- Открытие Кунсткамеры в 1714 году. Она была открыта в Санкт-Петербурге и представляла собой музе антропологии и этнографии. В этот же период было открыто еще несколько музеев. Они были ориентированы на Просвещение молодежи.
- Открытие Академии наук в 1724 году. Она включала в себя отдел научно-исследовательской деятельности, гимназию и университет, которые функционировании при Академии. Первоначально в Академии велась научная деятельность по гуманитарному, математическому и естественно-научному профилям. Ее деятельность была ориентирована на укрепление научного потенциала государства.
Реформирование образования было ориентировано, в первую очередь, на развитие кадрового потенциала страны. Ранее в Россию приглашались иностранные работники для военной, математической, преподавательской инженерной и строительной деятельности. Особенно остро стоял вопрос подготовки педагогических кадров. В основном российское дворянство обучалось иностранными педагогами.
Система образования в эпоху правления Петра I
В период царствования Петра I система образования приобретает вид трехклассного обучения детей в школах, которое, порой затягивалось на шесть-восемь лет, поскольку учащиеся не усваивали программу за три года и не могли успешно сдать переводные экзамены. По сути, в этот период системы образования еще не существовало, но были предприняты первые попытки ее создания.
Образование того периода характеризуется следующими особенностями:
- Соотнесение школьного обучения со службой. Петр был ориентирован на подготовку будущих солдат, а потому, уделял особое внимание военной подготовке. Образовательный процесс в школах приобретает именно такую форму реализации: учащиеся живут в казармах, имеют солдат-смотрителей, которые бьют при нарушении дисциплины и неусвоении образовательной программы. По сути, научные знания вбиваются в головы учащихся насильно. Страх наказания заставляет учиться;
- Отсутствие материально-технического обеспечения школ государством. Продовольствие и одежда для учащихся не финансировались в большинстве школ. Особенно это касалось региональных учебных заведений;
- За различные провинности в ходе учебного процесса применялись наказания: казни за побеги, ссылки за дополнительные выходные, побои за отказы от учебы и нарушения дисциплины;
- Включение в образовательный процесс геометрии и математики как обязательных дисциплин;
- Создание специализированных цифирных школ математической направленности. В них велось обучение техническим наукам, направленное на подготовку техников и строителей;
- Открытие гарнизонных и адмиралтейских школ, в которых обучались дети солдат и моряков;
- Обязательное изучение разных наук и иностранных языков дворянством;
- Сочетание образовательной деятельности с научно-исследовательской было впервые реализовано Петром I посредством создания Академии наук, преподавание в которой сочеталось с научной деятельностью педагога.
Следует отметить, что функционирование образования в период правления Петра было ориентировано на развитие общей грамотности народа, повышение уровня образованности нации, а также рост ее духовно-нравственного развития. По всей стране открывались гимназии и университеты. Обучение в школах и университетах велось по учебникам европейских стран, которые активно переводились на русский язык.
Петр I стремился к построению единой всесословной системы образования. Однако, ее создание так и не было осуществлено, поскольку образование было доступно только дворянам и духовенству. Однако, в опоре на европейские принципы образовательной деятельности, образовательная деятельность страны вписывается в европейскую систему образования, что является огромным шагом на пути ее развития.
В период правления Петра происходит активное развитие научной сферы в большинстве ее направлений. Это было связано не только с реформами Петра в образовании, но и в социальном развитии общества и модернизации других сфер государства.