Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Реформаторская педагогика и специальная педагогика: взаимовлияние и взаиморазвитие

Реформаторская педагогика и ее особенности

Определение 1

Реформаторская педагогика – это система взглядов на воспитание и обучение, противоположных традиционной, сложившейся системе образовательной деятельности.

Реформаторская педагогика возникает на основании прогрессивных педагогических идей и взглядов на процессы обучения, воспитания и развития, новых моделей развития педагогической науки и практики, отвечающей тенденциям развития социума в конкретный временной период.

Реформаторская педагогика зарождается на рубеже XIX – XX столетий. Она формируется на основании:

  1. Теории развивающего обучения, предложенной И.Г. Песталоцци.
  2. Теории естественного и свободного воспитания Ж. Руссо.
  3. Активного развития философской мысли новой направленности.
  4. Развития психологии, медицины, биологии и антропологии, вносящих новый взгляд на развитие человека, его психическое, физическое и социальное становление.

Реформаторская педагогика открывает новое видение реализации педагогической деятельности. Ее основными направлениями становятся:

  1. Свободное воспитание. Оно опирается на идею приоритетной позиции ребенка в учебно-воспитательном процессе и его построении в соответствии с его потребностями и интересами. Образовательный процесс приобретает творческий характер;
  2. Социальная педагогика. Она рассматривает вопросы создания условий, положительно сказывающихся на личностном развитии учащихся. Социальная педагогика предлагает введение всеобщего доступного образования, в качестве способа разрешения классовых проблем и противоречий;
  3. Трудовая школа. Она основывается на создании из учебного заведения среды подготовки личности к жизнедеятельности т.е. в ходе обучения формируются навыки трудовой деятельности учащихся, которые необходимы для принесения пользы обществу, его развитию. Знаниям отдается меньшее значение, чем развитию трудовых навыков учащихся;
  4. Прагматическая педагогика. Она связана с развитием активной деятельностной личности в образовательном процессе. Ребенок учится самостоятельно действовать, опираясь на свои знания и опыт;
  5. Экспериментальная педагогика. Она основана на построении образовательной деятельности на основе изучения особенностей развития конкретного ребенка, используя для этого данные психологии, анатомии, социологии, антропологии, биологии. Развитие детей исследуется методами наблюдения, анкетирования, бесед, данные которых ложатся в основу разработки организации учебно-воспитательного процесса. Интеллектуальные способности личности становятся основой ее дальнейшего развития. От них зависит дальнейшее развитие ребенка;
  6. Педология. Она представляет собой форму организации обучения, учитывающую генетические факторы развития личности и влияние социальной среды на нее.
«Реформаторская педагогика и специальная педагогика: взаимовлияние и взаиморазвитие» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Специальная педагогика и ее основы

Замечание 1

Специальная педагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием обучения и развития лиц с различными отклонениями в развитии.

Она возникает как необходимость реализации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями, которое способствует их полноценному, плодотворному развитию.

Основными ориентирами социальной педагогики выступают:

  • Недостатки развития личности и необходимость их коррекции.
  • Возможность устранения, коррекции, компенсации отклонений в развитии педагогическими методами и средствами.
  • Организация социальной и личностной реабилитации ребенка с отклонениями в развитии.
  • Формирование форм адекватного социального поведения у детей с отклонениями в развитии.
  • Разработка условий организации обучения и воспитания лиц с отклонениями в развитии.
  • Создание условий включения лиц с отклонениями в развитии в социальную среду и полноценного функционирования в ее разнородных процессах и условиях.

В основе социальной педагогики лежит принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Это позволяет сгладить недостатки развития личности и вернуть утраченные возможности и функции организма, необходимые для его познавательного развития и приобретения навыков социального взаимодействия. Реализация этого принципа требует построения специального образовательного пространства с применением коррекционных методов и средств. Эти аспекты и исследуются специальной педагогикой.

Связь реформаторской педагогики со специальной педагогикой

Многие направления реформаторской педагогики возникают именно как способы обучения и развития детей с различными отклонениями в развитии. На идеях реформаторской педагогики была сформирована специальная педагогика, занимающаяся исследованием вопросов развития лиц с ограниченными возможностями.

Реформаторы предлагали формирование единого образовательного пространства, в котором будет реализовано обучение, воспитание и развитие детей с разным уровнем развития. Эти идеи нашли полноценное воплощение в современной системе инклюзивного образования.

Идеи свободного воспитания, ставшие основой реформаторской педагогики легли в основу развития специальной педагогики. Задачи специальной и реформаторской педагогики сходятся в следующих идейных позициях:

  • Воспитание свободной личности;
  • Развитие самостоятельного субъекта социального пространства;
  • Формирование свободно мыслящей личности;
  • Формирование навыков деятельности у любого ребенка, независимо от уровня его развития.

Первоначальные направления реформаторской педагогики затрагивали обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями развития. В частности, это касается школы Марии Монтессори, которая основывалась на создании специальной развивающей среды, в которой будет реализовано самообучение и саморазвитие ребенка. Среда формировалась, исходя из потребностей и возможностей детей, уровня их развития и потенциала.

Таким образом, реформаторская педагогика:

  1. Стала основой развития концепций и технологий специального образования.
  2. Укрепила позиции специальной педагогики и стала основой ее выделения в отдельную научную отрасль педагогического знания, в опоре на идеологию реформаторской педагогики.

Учеными, положившими основы реформаторской педагогики, были представители коррекционных педагогических концепций и идей.

Дата последнего обновления статьи: 10.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot