Понятие коммуникативных способностей
Коммуникативные способности – это умение общаться и устанавливать деловые контакты, связи и отношения.
В современном мире проблема развития коммуникативных способностей особенно актуальна для старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст считают наиболее благоприятным для этого вида развития.
Л. С. Выготский и М. И. Лисина занимались изучением проблемы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, считая главным условием его успешности становление таких психических способностей и качеств ребенка как речь, воображение, мышление, самооценка. Еще одним важным фактором развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста является общение детей со взрослыми, в ходе которого дети приобщаются к опыту всего человечества. Благодаря такому общению, дошкольники могут обмениваться знаниями, обогащая собственный жизненный опыт.
Современные дети идут на контакт с неохотой, не могут четко и для всех понятно сформулировать и выразить свою мысль, такие дети имеют слабо разработанный речедвигательный аппарат. Коммуникативные способности нужны, так как все люди находятся в социуме, и тем или иным образом вынуждены с ним взаимодействовать.
Часто взрослые не понимают все степень значимости звучащих слов в процессе развития и воспитания детей раннего возраста. Общение взрослых и детей в современном мире вряд ли можно назвать полноценным общением. В современном мире это общение скорее кратковременное, формальное и поверхностное, проявляемое замечаниями, указаниями, инструкциями. Если ребенок не удовлетворяет свою потребность в общении со взрослыми, то существенно возрастает риск возникновения таких отклонений в поведении ребенка дошкольного возраста как:
- неуверенность в новых начинаниях;
- тяжелая адаптация в дошкольном учреждении;
- множество страхов;
- тревожность и агрессивность;
- снижение показателей их речевой и познавательной активности.
ФГОС ДО выделяет следующие образовательные области:
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
На сегодняшний день данные области имеют важнейшее значение для развития детей не только в речевом плане, но и в целом для развития личности.
Формирование речевого навыка требует обеспечения необходимых условий для того, чтобы дошкольник мог правильно выстраивать и реализовывать высказывание. Для того, чтобы общение протекало полноценно, необходимо, чтобы педагоги сами умели использовать речевые навыки для полноценного выражения собственных мыслей, намерений, чувств и переживаний. Если это умение не будет сформировано, то речевая деятельность получит только частичное развитие.
Иными словами, коммуникативный навык – это умение взаимодействовать с окружающими людьми, умение искать и находить компромиссы, умение слушать и высказывать свое мнение.
Речевые упражнения для развития коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте
В первую очередь развитие коммуникативных навыков протекает в повседневной жизни и деятельности детей, но для лучшего результата их нужно развивать в речевых играх и упражнениях. Наиболее распространенными и интересными для детей являются следующие игры и упражнения.
- Давай искать слова на кухне – взрослый предлагает назвать как можно больше предметов определенной группы (одного цвета, одного функционального предназначения и пр.).
- Угощаю – взрослый предлагает вспомнить известные ребенку «вкусные» слова и угостить товарищей. Данную игру можно разнообразить, предлагая ребенку называть сладкие, кислые, горькие, соленые продукты-слова.
- Доскажи словечко – взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Например: Птица летает, а зайчик (скачет, прыгает). У собаки – щенок, а у кошки – (котенок).
- Подбери слово – взрослый предлагает детям подобрать подходящие к словам-действиям слова-предметы. Например: шить… (штаны), штопать… (носки), связать… (шарф) и пр.
- Приготовим сок – взрослый называет фрукты или овощи, из которых можно приготовить сок, а ребенок называет его одним словом. Например: сок из яблок – яблочный, сок из груш – грушевый, из вишни – вишневый и пр. Затем задание выполняют наоборот: из чего делают лимонный сок? – из лимона и т.д.
По дороге в детский сад или домой можно использовать следующие речевые игры, направленные на развитие словаря и коммуникативных навыков детей:
- Я заметил – взрослый предлагает посоревноваться во внимательности. По очереди взрослый и ребенок называют предметы, мимо которых идут, указывая при этом какую-то их особенность. Например, я вижу кошку, она черная и пушистая. Я вижу скамейку, она синяя и из дерева.
- Упрямые слова – взрослый говорит ребенку, что в мире существуют упрямые слова, которые никогда не изменяются (метро, какао, платье, кофе). А затем задает ребенку слова, используя неизменяемые слова, следя за тем, чтобы в своих ответах ребенок также не менял форму слова.
- Игра с мячом – взрослый называет предмет и бросает ребенку мячик, ребенок должен поймать мячик только в том случае, когда услышит в названном слове звук Ш. Если в слове этот звук отсутствует то, ловить мяч не нужно. По аналогии можно провести такую игру со всеми звуками.
- Кто больше увидит и назовет – взрослый говорит ребенку, что кукла Оля любит, чтобы ее хвалили, обращали внимание на ее наряды. Поэтому нужно сделать кукле приятное и описать, как выглядит ее платье, какие красивые у нее туфельки и носочки.