Основные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
ОВЗ – это ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, у которых есть те или иные нарушения в физическом или психическом развитии (например, тугоухость, нарушения речи, слепота, ДЦП, порок сердца и т. д.) приводящие к инвалидности.
Важное звено в построении воспитательной работы школы – взаимодействие учителя и родителей учеников. Семья выступает в качестве естественной среды жизни и развития ребенка, в которой идет заложение основ личности.
Семьи, в которых воспитываются дети с ОВЗ, часто вынуждены самостоятельно решать все проблемы, связанные с инвалидностью ребенка.
К основным проблемам семей, в которых воспитываются дети с ОВЗ, относят:
- медицинские проблемы – трудности с получением информации, касающейся заболевания ребенка и особенностей его протекания, прогноза, ожидаемых социальных трудностях. Овладение навыками медицинских манипуляций, возможности дополнительного консультирования ребенка, его госпитализация, получение направлений на санаторно-курортное лечение и пр.;
- экономические проблемы – уровень материальной обеспеченности в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, обычно ниже, чем в семьях со здоровыми детьми;
- проблема воспитания, обучения и ухода за больными детьми, предполагающая трудности, связанные с подготовкой ребенка к школе и помощь в обучении, особенно, если ребенок вынужден учиться дома;
- психологические проблемы – тревога за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряженные взаимоотношения родителей в связи с необходимостью решать разнообразные проблемы.
Социально-педагогическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ
Основной целью социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ОВЗ является помощь семье в решении трудной задачи воспитания ребенка-инвалида, воздействие на семью, с целью мобилизовать ее возможности для реализации реабилитационного процесса. То есть, социальный педагог должен помочь в социальной адаптации семье, в которой появился ребенок с ОВЗ.
Задача педагога – оказать родителям помощь в преодолении первоначальной реакции подавленности и растерянности, а позже помогать реабилитировать ребенка, сконцентрировав усилия не только на лечении, но и на развитии детской личности и поиске адекватных методов социализации и достижения оптимального уровня адаптации в обществе.
Преимущественно, родители болезненно реагируют на рекомендации обучать детей в коррекционных классах или школах. Часто педагоги сталкиваются с большими трудностями, так как родители, обратившись к ним за помощью, обладают разными способами реагирования, личностными установками, представлениями и собственных воспитательных функциях и моделях семейного воспитания.
В связи с этим, одна из основных задач педагога заключается в смягчении родительских переживаний, вселении в них уверенности, что жизнь ребенка можно сделать полноценной.
Основываясь на вышесказанном, можно выделить несколько специфических обязанностей коррекционной школы по отношению к родителям:
- вселение уверенности в том, что обучение и воспитание ребенка с ОВЗ будут успешными;
- поддерживать их в случае неудачи, привлекать внимание к положительным качествам личности ребенка ОВЗ;
- демонстрировать позитивное отношение учителя и классного руководителя к ребенку, вселять уверенность в том, что педагог действует в интересах ребенка.
Работа с семьей – приоритетное направление в воспитательной работе. Каждая школа проводит большую работу по организации эффективного взаимодействия с семьей учащихся. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает:
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей;
- оптимизацию детско-родительских отношений;
- вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребенка с ОВЗ;
- профилактику эмоционального выгорания родителей, формирование у них умения психологической защиты и самовосстановления.
Все эти направления работы с семьями могут быть реализованы в разных формах, в частности, в форме родительских собраний.
Родительские собрания – универсальная форма взаимодействия школы и семей воспитанников, а также пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, которые призваны повысить их компетентность в вопросах воспитания и обучения детей, а также помогающая формировать родительское общественное мнение и родительский коллектив.
Знакомство с семьей ребенка начинают с анкетирования, которое проводят с родителями первоклассников, а потом ежегодно обновляют. Анкета состоит не только из вопросов, предполагающих заполнение страниц школьного журнала, но и вопросы, позволяющие понять особенности и условия воспитания детей в семье.
Работа с родителями должна осуществляться при тесном взаимодействии с педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинским работником. Эти специалисты должны присутствовать на родительских собраниях, проводить тематические практикумы, организовывать индивидуальные консультации, предоставляя информацию, касающуюся особенностей их ребенка, а также необходимости сохранять его физическое и психологическое здоровье. Родители могут получить квалифицированную психотерапевтическую и консультативную поддержку.
Большое внимание следует уделять работе с семьями, относящимися к «Группе риска». Количество таких семей от года к году не уменьшается.
Неблагополучные семьи не в состоянии самостоятельно решить возникающие проблемы, они должны получать квалифицированную, систематическую и целенаправленную помощь. Детям из неблагополучных семей нужна защита и поддержка.
Для родителей следует проводить психологические тренинги, тематические консультации, практикумы и правовые лектории, на которые привлекают сотрудников правоохранительных органов.
В педагогическом общении с родителями, главной целью является доверие. Оно может быть достигнуто определенными педагогическими приемами. В первую очередь, руководителю необходимо транслировать родителям положительный образ ребенка.