Социально-педагогическая деятельность: понятие, объекты и субъекты
Социально-педагогическая деятельность – это работа, ориентированная на изучение и решение проблем социального воспитания подрастающего поколения и предоставление детям социальной защиты.
Социально-педагогическая деятельность включает в себя работу по профилактике развития асоциального поведения, ведет борьбу с противоправным поведением детей и нарушением их прав и свобод, оказывает поддержку в достижении ребенком нормального психического и социального развития.
Объекты социального воспитания отражают те аспекты социально-педагогической деятельности, на которые она собственно и ориентирована. Так, социально-педагогическая деятельность направлена на улучшение процессов воспитания и обучения подрастающего поколения, повышение их эффективности, оказание помощи детям и семьям в социальном становлении и развитии ребенка. Это обуславливает отношение ребенка к объектам социально-педагогической деятельности. На него оказывается воздействие, помогающее ему вырасти полноценным членом социальной среды. Кроме того, объектом социально-педагогической деятельности выступает общественная культура, социальные компоненты, которые используются педагогом в своей деятельности, играя роль инструментария для построения всесторонне развитой личности ребенка.
Таким образом, объект социально-педагогической деятельности имеет двойственный характер. Определение объекта можно, также, рассмотреть в узком и широком смысле:
- В узком смысле, объектом социально-педагогической деятельности выступают угрозы социальному становлению и развитию личности ребенка. Здесь, объектами выступают только те дети, которые относятся к незащищенным слоям населения и имеют какие-либо проблемы с социализацией.
- В широком смысле, объектами социально-педагогической деятельности являются методы и приемы социального воспитания, социальные связи социальные отношения, которые влияют на процесс социализации.
Помимо объекта, социально-педагогическая деятельность имеет субъект. Он представляет собой конкретную личность или группу людей, организаций, осуществляющих воздействие на личностное развитие и социальное становление подрастающего поколения. Основной функцией субъекта социально-педагогической деятельности является профилактика и защита объекта от социальной дезориентации, создание условий для нормального протекания процесса социализации ребенка.
Субъектами социально-педагогической деятельности являются:
- Социальные учреждения и социальные педагоги, занимающиеся решением проблем социального воспитания и социального развития.
- Учреждения культуры, медицинские организации, спортивные организации, органы внутренних дел, организации социальной защиты, которые оказывают косвенное воздействие в социальном становлении и воспитании, защищая права и свободы ребенка, поддерживая здоровья в нормальном состоянии и, обеспечивающий должный уровень культурного и физического развития ребенка.
- Сторонние организации, которые могут каким-то образом повлиять на социальное развитие ребенка. Сюда входят финансовые учреждения, промышленные предприятия.
Ведущим субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог. Успешность его деятельности зависит от того, насколько объект социальной защиты заинтересован в решении его проблем.
Важно отметить, что ребенок выступает не только объектом социально-педагогической деятельности, но и ее субъектом. Он сам формирует свое мировоззрение, ориентированное на социальное развитие и осуществление положительной социальной деятельности, выбирает ориентиры своего развития и может решать, какие методы социальной профилактики наиболее оптимальны для него, каким способом лучше решить его проблему социального развития. Социальный педагог может осуществлять воздействие на социальное развитие ребенка, только в том случае, если ребенок в нем заинтересован.
Педагог и ребенок - субъекты социально-педагогической деятельности
Современная система образования строится на основе принципа субъектной позиции учащегося. Он является осознанным деятелем, который имеет конкретные внутренние задатки и стимулы для социального развития, стремится к нему и направляет свою деятельность на саморазвитие и самоутверждение.
Социально-педагогическая деятельность, сегодня, строится, как объективно-субъективный процесс, в котором принимают участие две стороны: социальный педагог и ребенок. Ребенок выступает, с одной стороны объектом социального воздействия, а с другой стороны его субъектом т.е. он оказывает определенное воздействие на свое социальное становление и развитие, предотвращает развитие асоциального поведения, стремится стать полноценной социальной личностью, способной жить и трудиться в социальной сфере.
Система взаимоотношений в социально-педагогическом процессе строится на основе сотрудничества между социальным педагогом и ребенком. Ребенок, как объект социального воздействия, должен быть заинтересован в решении его социальных проблем и оказывать социальному педагогу помощь в данном вопросе.
Естественно, что социальному педагогу принадлежит ведущая роль, поскольку он является профессионалом в своей области деятельности и имеет практику социальной работы. Он направляет ребенка на верный путь социального развития, помогая ему осознать его ошибки, выявить проблемы социального становления, определить факторы, негативно воздействующие на социальное развитие ребенка.
Основной задачей социального педагога является организация процесса взаимодействия между ним и ребенком, а также его родителями или опекунами. Формирование доверительных отношений между сторонами позволит решить социальные проблемы гораздо быстрее и упростит процесс социализации ребенка.
Социально-педагогическое взаимодействие ориентировано на достижение следующих целей:
- Развитие у объекта социально-педагогической деятельности максимальной самостоятельности в различных областях и направлениях социальной жизнедеятельности.
- Формирование навыков самостоятельного и продуктивного решения ребенком своих проблем.
- Обеспечение социальных условий, позволяющих реализовывать объекту социально-педагогического воздействия, свой потенциал, свои возможности.
- Помощь в социальной адаптации ребенка.