Понятие развивающей среды
Развивающая среда – это комплекс природных, социальных, культурных средств и приемов, ориентированных на текущее и будущее развитие ребенка как в плане раскрытия творческого потенциала, интеллектуальной сферы, так и физиологических качеств.
Развивающая среда обладает способностью расслаблять ребенка, приводить в норму его психическое равновесие.
Развивающая среда носит природный характер. Поэтому ее именуют предметно-развивающей. Она включает в себя множество предметов и вещей материального содержания, которые оказывают воздействие на деятельность ребенка, направляя ее в нужное русло духовного и культурного развития. Такая среда создает условия для развития творчества, раскрытия талантов личности, способствует оптимальному культурному становлению. Кроме того, она обеспечивает создание условий для перспективного развития подрастающего поколения, саморазвития, самореализации и самосовершенствования личности.
Для того, чтобы предметная среда осуществляла эффективное влияние на ребенка, она должна быть правильно смоделирована. Таким образом, процессы воспитания должна быть основаны на создании предметно-развивающей среды, обеспечивающей продуктивное развитие личности ребенка и ее социализацию.
В этой среде должны сочетаться направления познавательной, творческой, коммуникативной, речевой деятельности каждого воспитанника или всего коллектива. Важно, учитывать возрастные особенности личностного развития ребенка и разрабатывать многогранную предметно-развивающую среду на каждом из них.
Создание развивающей среды должно происходить на основе выполнения следующих условий:
- Ориентироваться на максимальное раскрытие образовательного потенциала, помогать в развитии познавательной активности;
- Образовательный процесс должен проводиться в оптимальных условиях. Каждый воспитанник должен иметь доступ ко всем помещениям, где проводится воспитательный процесс, чувствовать себя в них комфортно;
- Доступ к игрушкам и иным предметам, необходимым для реализации разнообразных видов деятельности;
- Способствовать сохранению и развитию индивидуальных особенностей каждой личности, его интересов и потребностей;
- Каждый ребенок должен иметь шанс беспрепятственно заниматься любым делом;
- Предметное оборудование должно включать такие инструменты, которые помогут активизировать познавательную активность и стимулировать к обучению. К ним относятся: применение развивающих игр, использование природных объектов, проведение наблюдений за природными процессами и явлениями, участие в проведении собственных опытов и экспериментов.
Цели, задачи и принципы построения предметно-развивающей среды
Развивающая среда предполагает создание пространственной области, в которой будет происходить развивающее обучение и формирование основных качеств личности, необходимых ей для адаптации к социуму и дальнейшей продуктивной жизнедеятельности.
Создание предметно-развивающей среды нацелено на создание условий, позволяющих выполнить важнейшие жизненные потребности только начинающей формироваться личности: духовные, нравственные, витальные, общественные и культурные.
Исходя из целевого назначения создания развивающей среды, определяется круг задач ее функционирования, которые необходимо выполнить для достижения основной цели:
- Помочь активизировать внутреннюю активность личности, создав для этого оптимальные условия;
- Создать условия для самоутверждения каждой личности в важной для нее области, помочь раскрыть природные задатки и сформировать творческую направленность деятельности;
- Построение оптимальных коммуникативных связей, обеспечивающих теплые взаимоотношения с воспитанниками, проявление любви, уважения и поддержки для каждого ребенка;
- Поиск способов и методов, посредством которых можно реализовать личностное развитие;
- Применять только активные и продуктивные методы воздействия на личность воспитанника.
Развивающую среду организуют образовательные и воспитательные заведения, которые работают в режиме развития и нацелены на личностное становление ребенка, посредством применения личностно-ориентированного подхода. Построение системы взаимодействия между педагогом и учащимися должна основывается на приоритете личности, ее ценности и применении индивидуальной направленности воспитания и обучения.
Основными принципами построения предметно-развивающей среды являются:
- Принцип установление дистанции при построении взаимодействия. Это означает, что ребенок должен быть наделен большей самостоятельностью в выборе направлений деятельности и собственного пути развития. Педагог просто направляет его на верный путь.
- Принцип активности и творчества. Среда должна помогать проявлять активность учащимися в разнообразных сферах деятельности и активизировать творческую сущность их деятельности.
- Принцип стабильности и динамичности. Создание развивающей среды должно носить постоянный характер, но при этом непрерывно развиваться.
- Принцип организации гибкого зонирования. Среда подразделяется на зоны, участки, где происходит воплощение определенных направлений деятельности и развития.
- Принцип комфортности и оптимального устройства среды. Она должна сочетать в себя параметры, требуемые для эффективного развития каждой личности, проведение качественного педагогического процесса, быть увлекательной и полезной для каждого воспитанника.
- Принцип применения обычных и нестандартных приемов и средств для создания среды эстетической направленности.
- Принцип опоры на возрастную специфику развития личности.
- Принцип одновременной открытости и закрытости среды. Среда должна быть доступной для каждого учащегося, помогая ему реализовать себя, но в то же время, не допускатьпроникновения негативных факторов.