Сказка — это прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом.
Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка).
Общее влияние волшебной сказки на развитие ребенка
Влияние волшебной сказки на развитие личности ребенка очень велико. Это доказывает практика её применения в воспитательно-образовательном процессе образовательных учреждений. Особую значимость волшебные сказки имеют для детей дошкольного возраста, так как в этот возрастной период дети еще вверять в волшебство, любят фантазировать.
Формирование и развитие личности ребенка осуществляется постепенно. Одной из основных задач педагога (взрослого) на данном этапе является выстраивание с ребенком доверительных взаимоотношений, с целью оказания ему помощи в понимании и осмыслении собственной жизни и самого себя. Совместное чтение волшебных сказок поможет выстроить необходимые взаимоотношения между ребенком и взрослым.
Для того, чтобы сказка была привлекательна для ребенка и полноценно выполняла возложенные на нее функции, она должна быть интересна, возбуждать любопытство, стимулировать воображение. Кроме того, сказка должна быть понятна ребенку, а сюжет ее - легок для восприятия.
Основное развивающее воздействие на личность ребенка волшебные сказки оказывают посредством того, что на конкретном примере (герои сказки) показывают, как нужно себя вести в обществе и по отношению к другим людям, а как недопустимо. Кроме того, через героев волшебной сказки дети учатся решать разные жизненные ситуации и проблемы, понимают причины их возникновения. Тем самым дети делают вывод, о том, что все жизненные ситуации во многом связаны с поведением и отношением окружающих.
Сказка оказывает необходимое развивающее воздействие на ребенка только в том случае, если взрослый, читающий или рассказывающий сказку, не торопится, дает ребенку возможность обдумать сюжет и поведение героев. В этом случае у ребенка осуществляется умственное и эмоциональное развитие. Для того, чтобы оказывать воздействие на развитие воображения ребенка, чтение сказки сопровождают просмотром картинок и иллюстраций.
В процессе чтения волшебной сказки, ребенок знакомиться с персонажами, с которыми он потом себя отождествляет, тем самым освобождаясь от своих внутренних проблем. То есть, сказочные персонажи помогают ребенку избавиться от негативных мыслей и быть уверенным, что все трудности можно преодолеть.
Таким образом, волшебные сказки оказывают значительное влияние на развитие ребенка, помогают ему осмыслить собственную жизнь и научиться ею управлять. Развитие осуществляется за счет того, что ребенок учится решать проблемы, приобретает внутреннюю уверенность.
Основные направления развивающего воздействия волшебной сказки на ребенка
Одной из важнейших функций волшебной сказки является оказание положительного влияния на психоэмоциональное развитие ребенка. Обусловлено это тем, что в настоящее время существует большое количество сказок, в каждой из которых своя индивидуальная «неразрешимая» проблема или конфликт. Решение проблем и конфликтов в сказках «показывает» ребенку, что каждый должен самостоятельно найти свой путь, свою истину.
Осмысление ситуации, описанной в сказке, учит ребенка адекватно эмоционально и психологически реагировать на разные происходящие ситуации. Тем самым волшебная сказка оказывает благоприятное влияние на положительное психоэмоциональное развитие ребенка.
Анализ проблемных ситуаций волшебной сказки обогащают жизненный опыт ребенка, помогают ему понять жизнь и свое место в ней. То есть, сказка показывает ребенку, что вся жизнь это своеобразная череда различных проблемных ситуаций, перед которыми не стоит пасовать, а нужно бороться, для того чтобы стать самим собой и адаптироваться у жизненным условиям.
Современная педагогика основательно подходит к вопросу психоэмоциоанального развития ребенка, так как от него зависит то, как ребенок поймет этот мир и войдет в него. Поэтому для того, чтобы данный процесс был успешным, дошкольная педагогика на современном этапе своего развития иначе стала смотреть на волшебные сказки и их влияние на развитие ребенка.
Еще одно немаловажное значение волшебной сказки является ее влияние на развитие «внутреннего стержня» ребенка, его отношение к возникающим жизненным проблемам, успешности социализации и адаптации в современном обществе.
Волшебная сказка обращается не только к сознанию ребенку, но и к его бессознательному. Так, если у ребенка имеются проблемы, которые возникают вследствие наличия у него определенного комплекса (маленький рост, рыжие волосы и т.д.), то сказка помогает ребенку разобраться в самом себе, принять себя таким, какой есть и избавиться от комплексов.
Например, ели ребенок имеет низкий рост и переживает по этому поводу, тяжело идет на контакт с другими детьми, так как стесняется себя, думает, что его могут не принять, то волшебная сказка поможет ему посмотреть на эту ситуацию с другой стороны. Так, при чтении сказки «Мальчик-с-пальчик», ребенок понимает, что рост это не самое главное в жизни, важно какой ты человек, какие у тебя есть качества. Прочтение сказки и мысленное принятие на себя роли главного героя будут способствовать избавлению от комплексов и развитию личностных качеств (доброта, храбрость, сострадание и т.д.). Кроме того, эта же сказка «покажет» другим детям, что не нужно судить о человеке только по его внешнему виду.
Поскольку всякое превращение затрагивает самые глубины существа ребенка, то для того чтобы преодолеть опасности, следует смотреть им в лицо. Любовь и преданность часто лежат в основе предлагаемых в волшебных сказках решений. Любовь способствует развитию ребенка и зарождению в нем новой любви. Ребенок вырастет, принося мир и счастье тем, с кем случилась беда, осознавая при этом, впрочем, что сам он пока не освободился от тревоги и эгоизма. В волшебной сказке ребенок находит персонажей, подобных ему самому.