Литературный цикл — это ряд произведений на общую тематику, созданный одним автором (группой авторов).
Образ водной стихии в первой части цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»
По утверждению ученых, в «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Горький обильно ввел легенды и элементы украинской народной фантастики. Рядом с людьми здесь существуют колдуньи, ведьмы, русалки, черти, однако в них нет ничего потустороннего, мистического, таинственного. Этим Н. В. Гоголь отличается от немецких романтиков или Жуковского.
Творчестве писателя – это обширное поле для интерпретации. Бесконечная глубина образов поражает и читателей, и исследователей. Связь Гоголя с фольклором через архетипическое мышление создает огромный простор для деятельности литературоведов.
В повестях Н. В. Гоголя использованы мотивы волшебных сказок, в связи с этим и составляющие элементы, и природа, и пространство, и в какой-то степени даже человек носят волшебный характер и приобретают архетипическое содержание.
Архетипические мотивы в произведениях Н. В. Гоголя связаны с празднично-ритуальным фоном, который проявляется в цикле повестей «Вечера ...», в первую очередь в ярком фантастическом колорите, в традиции синкретизма природы и человека, в эмоциях постоянного ожидания счастья.
В повестях ранних циклов «Миргород» и «Вечера...» демоническими силами являются черти, ведьмы, колдуны, с которыми герои вступают в контакт в моменты серьезного выбора.
Наиболее сильным в творчестве писателя является философское исследование природы ценностей. Образ воды помогает рассмотреть действия персонажей в повестях анализируемого цикла с точки зрения категорий «добра» и «зла», которые для Н. В. Гоголя имели больше значение.
В цикле «Вечера...» Гоголь следует двум разнородным традициям и старается их связать единством стиля: немецкой, романтической, демонологической традиции с ведьмами, чертями, колдовством и заклинаниями и украинской народной сказке с ее дуализм, борьбой Бога дьявола. Повести цикла Гоголя можно расположить по степени нарастания и мрачности:
- «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место». Здесь чертовщина «домашняя» и забавная;
- «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством». Здесь борьба между добром и злом уже гораздо сложнее – чтобы победить страшную ведьму нужна святая панночка, а чтобы одолеть черта необходим благочестивый кузнец-иконописец;
- «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть». Здесь забавное уступает место ужасному. Автор создает зловещие, чудовищные образы колдуна, отца Катерины и Басаврюка.
В повести «Сорочинская ярмарка» вода представлена как созидающая стихия – встреча влюбленных на мосту, и как стихия разрушающая – потоп. Кроме того, здесь архетипу воды противостоит архетип огня. Архетип воды в произведении представлен в образе ярмарки, а архетип огня – в образе нечистой силы.
Здесь архетип воды является мифологическим и природным архетипом и выполняет коммуникативную и эстетическую функции.
В сюжетном развитии повести архетип воды играет роль основательной силы, которая формирует мироздание.
Сюжет мироздания на архетипичном уровне продолжает развиваться в повести «Вечер накануне Ивана Купала» путем введения взаимодействия двух стихий – воды и огня. Вода здесь выступает в ипостаси крови, а огонь – денежного блеска. В переходе одной стихии в другую создается мистический вариант сюжета.
В повести «Майская ночь, или Утопленница» архетип воды выполняет функцию природной стихии. Пруд здесь не только часть пейзажа, но и сакрально наполненный, мистический образ, являющий собой место перехода в иной мир. также вода здесь выполняет функцию отражения внутреннего мира главных героев, является зеркалом их чувств. Она переворачивает миры, обретая значение второй реальности.
Архетипы воды и огня у Гоголя символизируют христианские обряды крещения и омовения.
В повести «Пропавшая грамота» благодаря использованию образа воды реализуются две функции – коммуникативная и эстетическая.
Образ воды во второй части цикла
В композиции цикла Н. В. Гоголя создается принцип параллелей между произведениями первой и второй части:
- «Сорочинская ярмарка» и «Ночь перед Рождеством» как карнавальная и рождественская повести;
- «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть» - как страшные повести;
- Повесть утопия и антиутопия – «Майская ночь, или Утопленница» и «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»;
- Мистически-комическая повесть и повесть – притча «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место».
Главной идеей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» и повести «Ночь перед Рождеством» является идея преображения мира перед Рождеством. С помощью снега, который является трансформацией архетипа воды, Гоголь в повести создает совершенно особый хронотоп. Здесь наблюдается тот же принцип разделения пространства, что и в остальных повестях цикла.
Гоголь представляет два сюжетно совмещенных мира – человеческий мир и мир нечистой силы, а также мир деревни и мир Санкт-Петербурга.
Образ воды, представленный в этой повести – это в первую очередь природный архетип, реализованный в снежной трансформации. Снег здесь символизирует чистоту, возрождение, что усиливает его эстетическую функцию. А эстетическая функция снега заключается в обозначении сюжетообразующих акцентов действия, в создании рождественского хронотопа, сюжетных параллелей. Кроме того, это еще и прием характерологии, который разворачивает характер персонажа на грани взаимодействия архетипов огня и воды.
Образ воды в повести «Страшная месть» представлен в образе Днепра, возле которого происходят ключевые события произведения. Кроме природного архетипа, река является еще архетипом фольклорным.
Здесь архетип воды напоминает людям о грехе братоубийства, указывает на мотив очищения путем погружения в воду, указывает на важность заботы о собственной душе. Архетип водной стихии в этом произведении состоит в его центральном положении в системе образов, создании непрерывно развивающегося психологического параллелизма, насыщенного авторскими этическими тенденциями, стимулирующего развитие сюжета, а также возрастающую напряженность конфликта.