Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Логика и сказка

Использование сказок при обучении логике

Логика и сказка – это взаимодействие науки о правильном мышлении и жанра повествовательного произведения о вымышленных событиях, которое может быть разнонаправленным (в частности, внутреннее построение логики сказки или использование сказок при обучении логике).

В настоящее время вопросы обучения и воспитания детей рассматриваются через призму общественных трансформаций. Образование рассматривается как диалог культур и диалог личности. Ключевым вопросом становится развитие личности, которое невозможно представить без развития логических способностей и навыков критического мышления. Это требует введения курса логики на самых ранних ступенях образования – в дошкольных учреждениях и начальной школе.

Дискуссионным остается вопрос о роли фольклора в образовательном процессе в эпоху постмодернизма. Высказывается мнение, что его решение отражает отношение современного человека к традиционным народным ценностям. Педагоги активно обращаются к народной культуре, тем самым активизируя культуросообразный процесс возрождения нравственности. Ребенок познает ценности народной культуры в первую очередь через сказку, которая является своеобразной художественной летописью жизни народа. Произведения фольклора:

  • выступают предметом диалога культур,
  • стимулируют самостоятельное обдумывание культурных особенностей ребенком.

Сказки интересны детям благодаря своим особенностям:

  • самому построению и композиции,
  • яркому противопоставлению зла и добра,
  • фантастическим образам,
  • выразительному языку,
  • динамике событий,
  • повторам.

Сказка является одним из древнейших средств воспитательной деятельности. В сказке в символической форме вводятся ситуации, переживаемые детьми, а благодаря пониманию этих ситуаций на бессознательном и сознательном уровне дети получают возможность разобраться в своих переживаниях и чувствах. Героями сказок часто выступают сами дети и их родственники (бабушки, дедушки, сестры, братья) или знакомые животные. В то же время события и действия отличаются фантастичностью, волшебством превращений. Детям свойственно вхождение внутрь изображенных событий, поэтому они приобретают для ребенка достоверность.

Сказка для ребенка служит источником удовлетворения трех естественных психологических потребностей:

«Логика и сказка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • потребности в автономности,
  • потребности в активности,
  • потребности в компетентности.

Задачи, решаемые сказками в системе воспитания:

  • донести до сознания ребенка в доступной форме общечеловеческие ценности,
  • воспитать любовь к природе и людям,
  • расширить кругозор и представления о мироустройстве,
  • заложить нравственные основы, сформировать нравственно-здоровую личность,
  • развить у ребенка связную, образную речь.

В дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеется значительный резерв развития. Когда ребенок поступает в школу, все его познавательные процессы перестраиваются, и в этот момент можно продуктивно развивать логическое мышление.

Современный Государственный образовательный стандарт определяет приоритеты и расставляет акценты не так, как это делалось в прошлые десятилетия. Стандарт требует от школьника овладения «основами логического и алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов». Для того, чтобы эффективно развивать логическое мышление, недостаточно работать с готовыми арифметическими алгоритмами и эпизодически решать логические задачи (как это предусматривает большинство учебников математики). Современные методы и формы обучения математике должны:

  • способствовать формированию умения соблюдать инструкцию и следовать алгоритму;
  • учить рассуждать, строить суждения, умозаключения, проверять их истинность, приводить аргументы и доказательства, формулировать выводы.

Для этого применяются такие формы заданий, как:

  • задачи на сообразительность,
  • занимательные задачи,
  • задачи-шутки,
  • задачи в стихотворной форме.

Для повышения познавательного интереса учащихся часто используется прием объединения уроков в сказку, формулировка заданий как приключений героя, которому нужно помочь.

Внутренняя логика сказок

Хотя сказки наполнены фантастическими нереальными событиями, они должны подчиняться внутренним логическим правилам:

  • закон устойчивости. Этот закон обеспечивает целостность системы и объясняет ее реакции на внутренние и внешние изменения,
  • закон отрицания отрицания. Система действует таким образом, чтобы восстановить устойчивость. Для этого может отрицаться причина, приведшая к неустойчивости (осуществляться наказание), может восстанавливаться утраченный атрибут, а могут реализоваться оба эти действия в совокупности. Итак, одно отрицание может вызывать три варианта ответа. Наказание источника бед не всегда способно восполнить потерю и может быть бессмысленным; тем не менее, оно совершается и порождает временную инверсию: причина устраняется после совершения события. Это доминирующее в трагедиях правило.

Рассмотрим построение волшебной сказки с позиции указанных правил. Существует две системы с выделенными атрибутами:

  • обычная человеческая,
  • волшебная.

Происходит явное или неявное выведение обычной системы из равновесия при помощи волшебной системы. Затем вступает в действие закон устойчивости целого. Система начинает действия по возвращению утраченного атрибута. Для победы над волшебной системой необходимы функции, отрицающие волшебные атрибуты. Появляются дарители и волшебные помощники или средства. Но они не возникают просто так, а включаются в обычную систему по закону отрицания отрицания. Герой либо освобождает своих помощников, либо захватывает их. Так как каждое вспомогательное средство обладает одним волшебным атрибутом и в этом только состоит его смысл, отрицание обычной системы со стороны этого средства состоит в отрицании свойства невозможности его использования. Тем самым средство включается в обычную систему. После этого происходит взаимодействие с волшебной системой, состоящее в использовании волшебной силы всех своих атрибутов — попыток отрицания обычной системы и нейтрализации этих попыток уже имеющимися возможностями.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot