Правила формирования выносливости в дошкольном возрасте
Выносливость – это свойство организма, позволяющее человеку выполнять продолжительное время какие-то действия без снижения и развития переутомления.
Выносливость отражает навыки человека противостоять утомлению. Она определяется временным периодом, в течение которого человек может совершать какую-то работу в одном темпе и ритме, не чувствуя усталости и, сохраняя бодрость и позитивный настрой.
Выносливость как свойство человеческого организма проявляется в двух основных формах:
- Временная продолжительность работы в едином темпе и ритме и на одной мощности, без развития чувства усталости и утомления.
- Темп снижения работоспособности человека при развитии чувства усталости.
Выносливость необходимо формировать с раннего детства, поскольку это важное свойство организма, необходимое для успешной жизнедеятельности, поддержания должного уровня работоспособности организма, необходимой ему для познавательной, профессиональной и иных направлений деятельности.
Выносливость отражает не только сохранение энергии во время работы и поддержание ее на одном уровне интенсивности, но и скорость восстановления организма после переутомления т.е. чем быстрее человек восстанавливается после нагрузки, тем эффективнее будет выполнена его работа, а значит уровень его выносливости будет высоким.
Развитие выносливости в дошкольном возрасте нацелено на формирование условий, позволяющих повысить уровень выносливости ребенка при выполнении аэробных нагрузок, которые включены в программу физического воспитания ДОУ. Такие нагрузки включаются в программу путем их поэтапного внедрения в воспитательный процесс и включения в режим дня определенными интервалами. При этом, эффективность развития выносливости дошкольников определяется соблюдением ряда правил ее формирования:
- Посильность физической нагрузки. Упражнения, которые должны выполнять дошкольники, должны отвечать возрастным возможностям их физического развития. При этом, если ребенок никогда не выполнял каких-то физических действий, то организму требуется адаптироваться к ним. Поэтому, нагрузки необходимо вводить постепенно, усложняя и расширяя их перечень.
- Систематичность нагрузок. Нагрузка дошкольника должна быть регулярной, т.е. повторяться через определенные временные интервалы и не прекращаться на долгое время. Физические упражнения на развитие выносливости должны чередоваться с отдыхом, необходимым для восстановления сил и мышечной активности.
- Поэтапность введения нагрузки. Чтобы выносливость была сформирована, необходимо внедрять упражнения на ее развитие в строгой последовательности и постепенности. Интенсивность и продолжительность физических нагрузок должна увеличиваться постепенно.
Условия проведения подвижных игр в старшем дошкольном возрасте
Старший дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования выносливости детей. В этом возрасте двигательная активность ребенка находится на пике развития. Ребенок желает расширить спектр своих двигательных возможностей, включив в работу свое воображение.
В этой связи наиболее продуктивным методом развития выносливости старших дошкольников является подвижная игра. Она помогает детям в совершенствовании тех двигательных навыков, которыми они уже владеют и освоении новых.
Подвижная игра хороша тем, что она способствует развитию быстрой реакции, быстроты движений, ловкости и навыков пространственной ориентации в быстрой смене игровой обстановке. Кроме того, в подвижных играх, дети учатся изменять характер своих движений, контролировать работу мышц и оптимально расходовать свою энергию.
Чтобы подвижные игры приносили должный воспитательный, обучающий и развивающий эффект, требуется соблюдение ряда условий их организации в дошкольном воспитательном учреждении. К ним относятся:
- Оптимальная степень нагрузки. Подвижная игра должна включать такие физические действия, которые ребенок старшего дошкольного возраста может выполнить без ущерба для своего здоровья.
- Последовательность нагрузки. Все действия подвижной игры должны быть такими, чтобы нагрузка от их совершения носила сменяющийся характер. Например, нагрузка сначала мышц ног, а потом рук. Во время смены нагрузки происходит отдых одной мышечной группы.
- Дозирование двигательной активности. Все движения, особенно интенсивные – бег на скорости, прыжки, лазанье, должны быть осуществлены с соблюдением определенного времени. Например, бег должен включаться в игру не более чем на 25 секунд. А сами подвижные игры в старшем дошкольном возрасте, не должны проходить более 12-15 минут.
- Включение в игру соревновательного аспекта. Соревнование мотивирует детей к игровому действию и выполнению различной двигательной активности. При этом, ребенок старается совершить движение максимально точно и правильно.
- Постепенность развития игрового действия. Подвижная игра должна начинаться с выполнения простых движений, которые будут постепенно усложняться в ходе игрового действия.
- Начинать игру необходимо с объяснения детям ее содержания, особенностей и правил. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен к восприятию и усвоению правил игры и планированию своих действий. Однако, все это возможно реализовать, если ребенок понял замысел игры и движения, которые ему требуется выполнить. Все это необходимо подробно объяснить, а при необходимости, продемонстрировать.
- Интересное подведение итогов игры. Подвижная игра требует проведения анализа по завершению. Дети должны научиться выявлять свои ошибки, чтобы не допускать их вновь. Также, итоги игры помогают ребенка осознать, насколько хорошо он выполнил то или иное движение и стремиться к его совершенствованию, а также углублению своих двигательных возможностей и полноценному раскрытию своего двигательного потенциала.