Роль уроков технологии в экологическом воспитании учащегося
Дисциплина «Технология» включает в себя большое разнообразие работ предметно-практического характера, а именно, манипуляции с разными объектами, практические действия, способствующие формированию основ сенсорного восприятия окружающего мира и его устройства.
Именно на основе предметно-практической деятельности можно воспитать нравственные ориентиры личности и сформировать у нее ценностное отношение к природе.
Экологическое воспитание личности, формирование навыков взаимодействия с природой, бережного отношения к ней являются приоритетным направлением личностного развития современного школьника. Целевым назначением экологического воспитания является формирование экологического сознания личности т.е. стремления к гармоничному взаимодействию с природой, ее объектами и явлениями и выработкой основ построения безопасных взаимоотношений с окружающей средой.
Уроки технологии имеют огромный воспитательный потенциал. Он связан не только с формированием трудовых навыков учащихся, но и с экологическим развитием личности.
Роль уроков технологии в экологическом развитии школьников сводится к следующему:
- Формирование у учащихся понимания о влиянии продуктов и технологий социального мира на природную среду.
- Формирование навыков взаимодействия с разными природными материалами: использование их в разных направлениях деятельности, понимание их полезности и ценности, необходимости бережного отношения.
- Расширение представлений о потребностях и ценностных установок потребителей.
- Освоение нравственных основ технологического процесса.
- Формирование заинтересованности в бережном отношении к природе и ее ресурсам.
Экологическое развитие учащихся требует постоянного стимулирования. Взаимодействие уроков технологии с экологическим воспитанием имеет важное воспитательное значение. Оно позволяет сформировать основы практического применения природных ресурсов для разных видов человеческой деятельности и их значимости для отдельного человека и общества.
Основные направления экологической работы на уроках технологии
Экологическое воспитание на уроках технологии реализуется по следующим направлениям:
- Воспитание основ экологии питания. Данное направление реализуется через организацию уроков кулинарии и проведение разнородных проектов, исследований в области изучения продуктов питания и их воздействия на организм человека. Уроки кулинарии проводятся, как правило, для девочек. На них обсуждаются вопросы правильного питания, современные проблемы данной области. Кроме того, учениками осваивается техника приготовления разных блюд. У учащихся формируются представления о продуктах, которые должны составлять оптимальный питательный рацион человека, какие продукты являются полезными для здоровья и могут потребляться в неограниченном количестве, а от каких необходимо отказаться.
- Воспитание основ экологии жилья и быта. Данное направление реализуется через освоение разных видов трудовой деятельности, выполнение разнообразных трудовых операций на уроках технологии, а также организации разных форм рукоделия. Данное направление ориентировано на формирование понимания влияния мусора на экологию, необходимости его сокращения. Для рукоделия применяются вторичные материалы. В этом же направлении они применяются для создания разных поделок, декоративном творчестве, создании объектов быта.
- Организация проектной деятельности. Она ориентирована на ознакомление учащихся с природной средой, ее объектами. Проекты проводятся в области озеленения территории школы, конструирования кормушек для птиц, использования материалов, являющихся отходами для создания полезных продуктов и др.
Сбор природного материала для уроков технологии
Организация сбора природного материала для уроков технологии реализуется в экскурсионной форме организации урока. Учащиеся отправляются на экскурсию в природную среду, где собирают разные материалы для декоративного и иных видов творчества, конструирования, выполнения проектов.
Такие занятия способствуют знакомству учащихся с разными видами природного материала, природной средой и ее особенностями, процессами и явлениями.
Организация сбора материала для уроков технологии позволяет:
- Расширить кругозор учащихся в части природной среды и ее компонентов.
- Сформировать представления о различных природных материалах и их применении в технологических процессах: декорировании, конструировании, бытовой деятельности.
- Сформировать и укрепить представление учащихся о временах года и состоянии природы в каждый сезон: ее процессах, объектах, явлениях (состояние деревьев и листьев на них, росте растений и т.д.).
- Изучить реакцию природы и ее объектов, природных материалов на вмешательство человека в нее.
- Исследовать богатство родного края разными ресурсами: учащиеся изучают разнообразие природного материала, наличие полезных ископаемых, видовое разнообразие растений и животных.
- Ознакомиться с аспектами применения древесины в народном хозяйстве. Учащиеся знакомятся с материалами, которые применяются в строительстве, из которых делают мебель, предметы быта, вещи.
- Ознакомиться со способами сбора и хранения природного материала.
В ходе сбора природного материала, может быть организована работа по сбору листьев разной формы и цвета в осенний период, их засушиванию и созданию интересных поделок. Также, собираются разнообразные перья птиц, ветки деревьев, желуди, каштаны, шишки.
Учащиеся обсуждают свои наблюдения, делают выводы об изменениях растительного и животного мира со сменой времен года, изменениях климатических условий, узнают о том, в какое время года можно собирать тот или иной природный материал и о его практическом использовании. Также, учащиеся получают представления о сезонных условиях посадки растений и сбора урожая, способах выращивания различных культур.