Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие творческих способностей у младших школьников посредством литературного чтения

Использование уроков литературного чтения для активизации творческого потенциала младших школьников

Современное общество требует развития новой личности – творчески ориентированной, готовой к постоянным переменам и, способной использовать информацию в нестандартных ситуациях и к оригинальному решению проблем.

В этой связи, любой педагог ориентирован на раскрытие творческого потенциала учащихся. Уроки литературы не являются исключением. Педагог стремится использовать весь потенциал учебного занятия по литературе для активизации творческого потенциала каждого учащегося. Особенно это актуально в начальной школе, поскольку, творчество активизирует интерес к познанию и помогает в развитии познающей личности, стремящейся к непрерывному развитию и совершенствованию.

Замечание 1

Процесс чтения выступает для ребенка и творчеством, и трудом, и познанием окружающего мира. Посредством чтения, ребенок активизирует свое воображение, развивает фантазию, познает окружающую реальность и устройство мира погружением в книжную жизнь.

Творческое мышление необходимо развивать в младшем школьном возрасте. Этот этап в развитии ребенка является вершиной его детства. Происходит утрата детской непосредственности, перестраивается мышление, но сохраняются многие детские свойства и потребности. Поэтому, необходимо активизировать все процессы организма для их развития. Творческий потенциал – не исключение.

Уроки литературы имеют обширный воспитательный потенциал. Они способствуют:

  1. Приобщению учащихся к духовному опыту человечества.
  2. Развитию интеллекта ребенка.
  3. Формированию эмоциональной стороны личности.
  4. Развитию благородных чувств.
  5. Личностному восприятию произведения, осознанию ребенком себя, в качестве личности через восприятие литературного произведения.

Литературное чтение способно оказать сильное воздействие на творческое развитие личности. Но для этого необходимо глубокое восприятие литературных произведений и желание читать, постигать художественные произведения. Чем глубже и шире воспринято читателем художественное произведение, тем больше воздействие на личностное развитие оно оказывает.

«Развитие творческих способностей у младших школьников посредством литературного чтения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Поэтому, правильно организованные уроки литературного чтения способствуют эмоциональному, творческому и интеллектуальному развитию ребенка, формированию и развитию его навыков чтения, а также развитию нравственного потенциала личности младшего школьника.

Этапы реализации творческой деятельности на уроках литературного чтения

Определение 1

Литературное чтение – это учебное занятие, являющееся способом приобщения младшего школьника к художественной и научной литературе, содержащей огромный потенциал творческого развития подрастающего поколения.

Уроки литературного чтения должны быть организованы таким образом, чтобы на них сочеталось обучение навыкам чтения, литературного восприятия, анализа и синтеза информации, умения воспроизводить прочитанный текст, освоение литературных выражений и их практическое применение с развитием творческих способностей учащихся, мотивацией к творческой деятельности, активизацией креативного мышления.

Креативность, нас сегодняшний день, выступает важным показателем развития любого индивида и основой реализации любой деятельности. Она означает использование творческого подхода в решении стандартных проблем, реализацию креативных идей и направлений деятельности.

Креативное мышление можно развивать на уроках литературного чтения.

Реализация творческой деятельности на уроках литературного чтения начинается с определения педагогом целевого назначения урока и его творческой ориентации. Такие уроки, как правило, нацелены на диагностирование педагогом, выявление им творческих способностей ребенка и создание условий для проявления творческой активности и инициативности.

Построение учебного занятия по литературе, ориентированного на творческую деятельность реализуется в три этапа:

  1. Подготовительный. Мотивация младших школьников к творческой деятельности. педагог может внести элементы творчества в обыденный урок, чтобы направить ход мыслей детей в креативную сторону.
  2. Исследовательский этап. происходит приобщение школьников к исследованию конкретного литературного произведения. Для этого, детям предлагаются интересные задания: лепка букв из пластилина, выкладывание названия произведения из цветной бумаги, зарисовки героев, отражение своего видения сути произведения, характеристика героев: их внешний облик и внутренние качества и т.д.
  3. Самовыражение своего творческого потенциала через разнообразную деятельность. Учащийся стремится отразить свой взгляд на конкретного героя, его поступки или отдельную ситуацию, а может произведение в целом, посредством различных творческих средств: постановка театральных сцен, рисование картины, создание макета из цветной бумаги, лепка и др.

Выполнение творческой работы требует от учащихся понимания текста и осознания сути художественного произведения. Дети должны ориентироваться в произведении, чтобы отобрать материал для конкретной творческой работы: выбор эпизода для иллюстрации, выбор сцены для театральной постановки.

Условия раскрытия творческого потенциала на уроках литературного чтения

Чтобы уроки литературного чтения были успешными и продуктивными, педагогу необходимо организовывать их по нескольким ведущим правилам:

  1. Творческое развитие должно быть ориентированным на каждого учащегося. Каждый ребенок должен иметь возможность раскрыть свои творческие задатки.
  2. Создание творческой атмосферы в школе, в классе. Творческая атмосфера должна принизывать весь учебный процесс и все сферы пребывания ребенка в учебном заведении.
  3. Вера педагога в учащихся. Иногда, достаточно просто верить в человека, в его таланты и способности их правильного использования.
  4. Направляющая деятельность педагога. Педагог должен направлять деятельность учащихся в творческую сторону, причем, делать это не явно, а с помощью специальных педагогических приемов.
  5. Мотивирование к чтению должно быть основой развития читательских умений и всего образовательного процесса.
Дата последнего обновления статьи: 25.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot